44th International Philological Research Conference

Сеанс: между медиумизмом и кинематографом

Ольга Юрьевна Славина
Докладчик
доцент
Гамбургский университет

Кинозал
2015-03-12
18:50 - 19:25

Ключевые слова, аннотация

Доклад «Сеанс: между медиумизмом и кинематографом» описывает особенности пространства и времени медиумических сеансов в последнюю треть XIX в. — в эпоху докинематографического периода. Главное событие сеанса обеспечивал медиум — переводил  das Werden von Formen из медиумической лаборатории в прообраз кинематографа. Материалом служит корпус текстов круга журнала «Psychische Studien».

Тезисы

В эпоху докинематографического периода – последнюю треть девятнадцатого века - активизировались паракультурные эксперименты в виде медиумических сеансов. Традиционная цель сеанса – получение аудио- или письменной информации заменялась на желание получения визуальной. На сеанс стали приходить как на просмотр - увидеть увиденное медиумом.
Одним из поводов проявления интереса к визуализации образов сначала прошлого, потом будущего, послужило известие о якобы возможной фиксации невидимого: в 1861 году американским гравером Уильямом Мамлером (1832-1884) были изготовлены первые фотографии духов. За ним последовали многочисленные подражатели. Фотография воспринималась как способ доказательства возможности совмещения прошлого с настоящим. «Что вчера было еще галлюцинацией, завтра могло сделаться фотографией, с которой надо было считаться», - полагал коллекционер фотографий медиумических сеансов Александр Аксаков (1832-1903).
Интерес к документации необъяснимого, то есть к фотофиксации медиумических явлений,  был вызван и в научной среде (медиумические сеансы организовывали такие видные ученые, как, например, Александр Бутлеров (1828-1886), Николай Вагнер (1829-1907), Уильям Крукс (1832-1919), Иоганн Карл Фридрих Цельнер (1834-1882). Постоянной фотосъемке на сеансе, который получил статус лаборатории, придавалось первостепенное значение. По этим изобразительным документам , а также по обширному корпусу свидетельских текстов, можно реконструировать пространство медиумического сеанса. Материалом реконструкции служит корпус текстов круга журнала «Psychische Studien» (1874-1925).
Медиумический сеанс имел признаки театра. Занавес был обязателен. За занавесом находилось пространство для представления или визуализации - сцена. Перед занавесом находились участники медиумического сеанса - зрители. С учетом естественного освещения заранее готовилось искусственное. Являющиеся образы составляли актерскую труппу, все были в определенных костюмах. Могла существовать и пьеса, предварительно полученная с помощью автоматического письма.
Внетеатральным элементом был на сеансе медиум. Его роль на сеансе была основной и при этом этом пассивной. Медиум держал дистанцию: между собой и автором пьесы, между собой и действующими лицами - духами, между собой и занавесом. Дистанцию обеспечивал медиумический сон. Медиум был вынесен из трансцендентального спектакля и служил оптическим прибором: из темпорального измерения вытягивал некие психические феномены и сублимировал их в узнаваемые силуэты пространства зрительного зала.
Медиум обеспечивал главное событие сеанса – переводил  das Werden von Formen из медиумическо-лабораторного сеанса в прообраз кинематографа. Похожие задачи впоследствии будет решать кинооператор.