Сеанс: между медиумизмом и кинематографом
Ольга Юрьевна Славина
Докладчик
доцент
Гамбургский университет
Гамбургский университет
Кинозал
2015-03-12
18:50 -
19:25
Ключевые слова, аннотация
Доклад «Сеанс: между медиумизмом и кинематографом» описывает особенности
пространства и времени медиумических сеансов в последнюю треть XIX в. — в эпоху докинематографического периода. Главное
событие сеанса обеспечивал медиум — переводил das Werden von Formen из
медиумической лаборатории в прообраз кинематографа. Материалом служит
корпус текстов круга журнала «Psychische Studien».
Тезисы
В эпоху докинематографического периода – последнюю треть
девятнадцатого века - активизировались паракультурные эксперименты в
виде медиумических сеансов. Традиционная цель сеанса – получение аудио-
или письменной информации заменялась на желание получения визуальной. На
сеанс стали приходить как на просмотр - увидеть увиденное медиумом.
Одним
из поводов проявления интереса к визуализации образов сначала прошлого,
потом будущего, послужило известие о якобы возможной фиксации
невидимого: в 1861 году американским гравером Уильямом Мамлером
(1832-1884) были изготовлены первые фотографии духов. За ним последовали
многочисленные подражатели. Фотография воспринималась как способ
доказательства возможности совмещения прошлого с настоящим. «Что вчера
было еще галлюцинацией, завтра могло сделаться фотографией, с которой
надо было считаться», - полагал коллекционер фотографий медиумических
сеансов Александр Аксаков (1832-1903).
Интерес
к документации необъяснимого, то есть к фотофиксации медиумических
явлений, был вызван и в научной среде (медиумические сеансы
организовывали такие видные ученые, как, например, Александр Бутлеров
(1828-1886), Николай Вагнер (1829-1907), Уильям Крукс (1832-1919),
Иоганн Карл Фридрих Цельнер (1834-1882). Постоянной фотосъемке на
сеансе, который получил статус лаборатории, придавалось первостепенное
значение. По этим изобразительным документам , а также по обширному
корпусу свидетельских текстов, можно реконструировать пространство
медиумического сеанса. Материалом реконструкции служит корпус текстов
круга журнала «Psychische Studien» (1874-1925).
Медиумический
сеанс имел признаки театра. Занавес был обязателен. За занавесом
находилось пространство для представления или визуализации - сцена.
Перед занавесом находились участники медиумического сеанса - зрители. С
учетом естественного освещения заранее готовилось искусственное.
Являющиеся образы составляли актерскую труппу, все были в определенных
костюмах. Могла существовать и пьеса, предварительно полученная с
помощью автоматического письма.
Внетеатральным
элементом был на сеансе медиум. Его роль на сеансе была основной и при
этом этом пассивной. Медиум держал дистанцию: между собой и автором
пьесы, между собой и действующими лицами - духами, между собой и
занавесом. Дистанцию обеспечивал медиумический сон. Медиум был вынесен
из трансцендентального спектакля и служил оптическим прибором: из
темпорального измерения вытягивал некие психические феномены и
сублимировал их в узнаваемые силуэты пространства зрительного зала.
Медиум
обеспечивал главное событие сеанса – переводил das Werden von Formen
из медиумическо-лабораторного сеанса в прообраз кинематографа. Похожие
задачи впоследствии будет решать кинооператор.