Сеанс: между медиумизмом и кинематографом
            Ольга Юрьевна Славина
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Гамбургский университет
    Гамбургский университет
Кинозал
2015-03-12
18:50 -
        19:25
    Ключевые слова, аннотация
    Доклад «Сеанс: между медиумизмом и кинематографом» описывает особенности
 пространства и времени медиумических сеансов в последнюю треть XIX в. — в эпоху докинематографического периода. Главное 
событие сеанса обеспечивал медиум — переводил  das Werden von Formen из 
медиумической лаборатории в прообраз кинематографа. Материалом служит 
корпус текстов круга журнала «Psychische Studien».
Тезисы
В эпоху докинематографического периода – последнюю треть 
девятнадцатого века - активизировались паракультурные эксперименты в 
виде медиумических сеансов. Традиционная цель сеанса – получение аудио- 
или письменной информации заменялась на желание получения визуальной. На
 сеанс стали приходить как на просмотр - увидеть увиденное медиумом. 
Одним
 из поводов проявления интереса к визуализации образов сначала прошлого,
 потом будущего, послужило известие о якобы возможной фиксации 
невидимого: в 1861 году американским гравером Уильямом Мамлером 
(1832-1884) были изготовлены первые фотографии духов. За ним последовали
 многочисленные подражатели. Фотография воспринималась как способ 
доказательства возможности совмещения прошлого с настоящим. «Что вчера 
было еще галлюцинацией, завтра могло сделаться фотографией, с которой 
надо было считаться», - полагал коллекционер фотографий медиумических 
сеансов Александр Аксаков (1832-1903). 
Интерес
 к документации необъяснимого, то есть к фотофиксации медиумических 
явлений,  был вызван и в научной среде (медиумические сеансы 
организовывали такие видные ученые, как, например, Александр Бутлеров 
(1828-1886), Николай Вагнер (1829-1907), Уильям Крукс (1832-1919), 
Иоганн Карл Фридрих Цельнер (1834-1882). Постоянной фотосъемке на 
сеансе, который получил статус лаборатории, придавалось первостепенное 
значение. По этим изобразительным документам , а также по обширному 
корпусу свидетельских текстов, можно реконструировать пространство 
медиумического сеанса. Материалом реконструкции служит корпус текстов 
круга журнала «Psychische Studien» (1874-1925).
Медиумический
 сеанс имел признаки театра. Занавес был обязателен. За занавесом 
находилось пространство для представления или визуализации - сцена. 
Перед занавесом находились участники медиумического сеанса - зрители. С 
учетом естественного освещения заранее готовилось искусственное. 
Являющиеся образы составляли актерскую труппу, все были в определенных 
костюмах. Могла существовать и пьеса, предварительно полученная с 
помощью автоматического письма.
Внетеатральным 
элементом был на сеансе медиум. Его роль на сеансе была основной и при 
этом этом пассивной. Медиум держал дистанцию: между собой и автором 
пьесы, между собой и действующими лицами - духами, между собой и 
занавесом. Дистанцию обеспечивал медиумический сон. Медиум был вынесен 
из трансцендентального спектакля и служил оптическим прибором: из 
темпорального измерения вытягивал некие психические феномены и 
сублимировал их в узнаваемые силуэты пространства зрительного зала.
Медиум
 обеспечивал главное событие сеанса – переводил  das Werden von Formen 
из медиумическо-лабораторного сеанса в прообраз кинематографа. Похожие 
задачи впоследствии будет решать кинооператор.