«... о том следует молчать» («Ultima Thule» Набокова и философия молчания)
Екатерина Ильинична Ляпушкина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2015-03-13
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В работе предпринимается попытка прочесть рассказ
Вл. Набокова в свете философии молчания двух виднейших философов ХХ в. —
М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна. Тематические переклички рассказа с
названными авторами очевидны, однако вопрос не может быть сведен к проблеме
генезиса набоковского текста. Смыслы здесь рассматриваются как сосуществующие в
диалогическом пространстве культуры. Взаимодействия логического анализа языка,
герменевтики молчания и поэтического слова образуют сюжет данной работы.
Тезисы
В докладе рассматривается вопрос
о возможности прочитать рассказ Набокова «Ultima Thule» в свете концепций
молчания Хайдеггера и раннего Витгенштейна. Совершенно очевидно, что в рассказе
постоянно затрагиваются всевозможные герменевтические темы, он буквально
пронизан мотивами, близкими и Хайдеггеру, и Витгенштейну. Финал «Ultima Thule»
оказывается созвучен, с одной стороны, хайдеггеровскому пониманию молчания как
важнейшего онтологического опыта, а с другой стороны, основной идее
«Логико-философского трактата», выраженной в его конечном афоризме: «О чем невозможно
говорить, о том следует молчать». Очевидно, что свести дело к вопросу о генезисе,
прямом влиянии или цитации в данном случае невозможно: названные авторы подходили
к проблеме слова и молчания с совершенно разных позиций, не учитывая опыта друг
друга. Однако само наличие тематических перекличек между ними дает основание
для постановки вопроса. Выявляемые в ходе анализа смыслы рассматриваются как
находящиеся в отношениях культурной со-бытийности друг с другом,
перекликающиеся, но не заимствующие друг у друга аргументацию и не цитирующие
друг друга.
Анализ логической структуры
языка, предпринятый Витгенштейном в «Логико-философском трактате», имеет своей
целью обозначение границы возможностей языка – границы, по достижении которой
человеку предписывается долг молчания. Витгенштейн обосновывает идею тождества
языка структуре мира, в основании которой лежит только логическая необходимость.
Предел языка кладет предел познанию и одновременно открывает территорию этики,
или, что для Витгенштейна то же самое, территорию молчания. Таким образом, у Витгенштейна
анализ структуры языка, обозначение границы его возможностей и – тем самым –
невозможности становится необходимым этапом для достижения такого взгляда на
мир, который открывал бы его смысл, или, по слову Витгенштейна, его мистическое
– то, что вне языка, но что может быть достигнуто только через выявление
границы языка.
Подход к проблеме молчания у
Хайдеггера противоположен подходу Витгенштейна. Рассматривая язык
герменевтически (т.е., следовательно для Хайдеггера, онтологически) немецкий
философ относится к молчанию как к иной форме – наряду с речью – бытия языка.
Соотношение молчания и языка для Хайдеггера аналогично центральному для его герменевтического
построения в целом соотношению бытия и сущего. Когда речь идет об
онтологической истине, бытие и сущее предстают в нерасторжимом единстве: условием
явления сущего становится открытость, которая, по Хайдеггеру, и есть бытие и
которая, в свою очередь, может заявить о себе лишь через явление сущего. Бытие
коренится в языке; язык, по слову Хайдеггера, «есть дом бытия» и в этом своем
качестве выполняет по отношению к бытию двойную работу: он открывает и
сокрывает бытие одновременно. Диалектике открывания и сокрывания и подчиняется
в своей деятельности язык: прорекая, он одновременно умалчивает, причем предмет
речи и молчания один – говоря, язык тем самым молчит о том же самом, о чем он
говорит.
Анализ рассказа Набокова
направлен на выявление причин, по которым тайное знание Фальтера не может
открыться главному герою – Синеусову. Раскрывается природа этого знания и его
противоположность этическому опыту героя. В последнем прореченном решении героя
проявляется обнаруживается потребность завершить свои отношения со словом и
отдаться молчанию, о котором, собственно, и говорили и Витгенштейн и Хайдеггер.
За последним словом героя следует знак, этим последним словом поименованный
(многоточие), и этим знаком читатель удерживается в поле героя – на границе его
последнего слова и далее его же молчания. Художественное слово Набокова в «Ultima Thule» сохраняет молчание и
тем самым – поэтически – отвечает (т.е. соответствует) философским темам
Хайдеггера и Витгенштейна.