44th International Philological Research Conference

Критерии оценивания устной речи иностранных учащихся на русском языке при модульной организации обучения

Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

2-У
2015-03-14
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

При модульной системе обучения русскому языку как иностранному, когда один уровень владения языком разделен на несколько подуровней (модулей), встает вопрос о сложности заданий при оценке коммуникативной компетентности в говорении и критериях оценки уровней компетентности. В докладе пойдет речь о требованиях, закладываемых к уровню сложности типов заданий, которые предъявляются  учащимся на модулях  В2 и С1, и критериях оценивания порождаемых учащимися текстов.

Тезисы

При модульной системе обучения, когда один уровень владения языком разделен на несколько подуровней (модулей), например, рабочая программа достижения уровня С 1 содержит три модуля - С1-1, С1-2, С1-3, встает вопрос об уровне сложности заданий при оценке коммуникативной компетентности в говорении и критериях оценки этих уровней компетентности. Каковы требования, закладываемые к уровню сложности типов текстов, которым обучаются учащиеся на модулях уровней В2 и С1, и критериям оценивания порождаемых учащимися текстов? Чем они обусловлены? В типовом тесте на уровне В2 проверяется умение продуцировать монологическое высказывание, содержащее: а) описание конкретных и абстрактных объектов; б) повествование об актуальных для говорящего во всех видо-временных планах; в) рассуждение на актуальные для говорящего темы, содержащее выражение мнения, аргументацию с элементами оценки, выводы (см. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение/ Аверьянова Г.Н. и др. – М.- СПб.: Златоуст, 1999). Как мы видим, проверяется умение продуцировать такие типы текста, как описание, повествование, рассуждение. Очевидно, что каждый из этих типов текстов может иметь разную степень сложности, представлять собой как первичный, так и вторичный речевой жанр/ Модульная система обучения РКИ предполагает поэтапное овладение этими типами текстов. Так, на В2-1 формируются умения рассказать о событиях своей жизни, о событиях прошедшего дня, историю жизни известного человека, сообщить о планах, своих увлечениях, характере человека и его привычках, увлечениях, своих предпочтениях в одежде и др.; описать правила игры/ правила поведения; высказать мнение о характере, личности человека; оценить качество телевизионной программы; опровергнуть распространенное мнение (напр., о связи между возрастом и увлечением человека); пояснить свою точку зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы различных вариантов; прокомментировать событие, выразить личную заинтересованность; описать чувства и настроение человека. Тип продуцируемого текста: монолог-описание/характеристика явления (современное ТВ, студенческие традиции); монолог-совет (как себя вести во время экзаменов, как одеваться); монолог описательно-повествовательного характера с элементами оценки и рассуждения (см. Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык как иностранный. В2-1/ Попова Т.И., Глазунова О.И. – СПб, 2014). На В2-2 формируются умения рассказать о своих детских мечтах; роли родителей, близких людей в жизни: отношениях в семье; истории знакомства; изменениях в современных формах семейной жизни; человеке, способном на добрые поступки; человеке и его жизненной позиции; общественной организации; благотворительной акции; волонтерском движении; описать класс предметов (явлений, процессов); приоритеты человека в выборе профессии; идеального партнера; охарактеризовать роль мужчины и женщины в семейных отношениях; дать прогноз развитию событий; сравнить плюсы и минусы выбора ; высказать мнение / опровергнуть мнение о взаимосвязях явлений; высказать свою позицию по актуальному вопросу, указывая пути решения проблемы; поделиться впечатлениями о путешествии; выразить восхищение увиденным/ разочарование от увиденного. Тип продуцируемого текста: монолог-характеристика явления (современная семья, идеальный партнер); монолог-совет (как организовать путешествие); монолог описательно-повествовательного характера с элементами оценки и рассуждения; монолог- характеристика явления; монолог-доказательство (см. Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык как иностранный. В2-2/ Попова Т.И., Глазунова О.И. – СПб, 2014). В зависимости от модуля обучения итоговое тестирование по говорению включает в себя проверку уровня коммуникативной компетентности иностранного учащегося в монологической и диалогической речи. В докладе будут рассмотрены конкретные примеры оценивания результатов итогового тестирования по говорению при модульной системе обучения.