Критерии оценивания устной речи иностранных учащихся на русском языке при модульной организации обучения
Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-У
2015-03-14
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
При
модульной системе обучения русскому языку как иностранному, когда один уровень
владения языком разделен на несколько подуровней (модулей), встает вопрос о
сложности заданий при оценке коммуникативной компетентности в говорении и
критериях оценки уровней компетентности.
В докладе пойдет речь о требованиях, закладываемых к уровню сложности типов заданий,
которые предъявляются учащимся на
модулях В2 и С1, и критериях оценивания
порождаемых учащимися текстов.
Тезисы
При модульной системе обучения, когда один уровень владения
языком разделен на несколько подуровней (модулей), например, рабочая программа
достижения уровня С 1 содержит три модуля - С1-1, С1-2, С1-3, встает вопрос об
уровне сложности заданий при оценке коммуникативной компетентности в говорении
и критериях оценки этих уровней компетентности. Каковы требования,
закладываемые к уровню сложности типов текстов, которым обучаются учащиеся на
модулях уровней В2 и С1, и критериям оценивания порождаемых учащимися текстов?
Чем они обусловлены? В типовом тесте на уровне В2 проверяется умение
продуцировать монологическое высказывание, содержащее: а) описание конкретных и
абстрактных объектов; б) повествование об актуальных для говорящего во всех
видо-временных планах; в) рассуждение на актуальные для говорящего темы,
содержащее выражение мнения, аргументацию с элементами оценки, выводы (см.
Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный
уровень. Общее владение/ Аверьянова Г.Н. и др. – М.- СПб.: Златоуст, 1999). Как
мы видим, проверяется умение продуцировать такие типы текста, как описание,
повествование, рассуждение. Очевидно, что каждый из этих типов текстов может
иметь разную степень сложности, представлять собой как первичный, так и
вторичный речевой жанр/ Модульная система обучения РКИ предполагает поэтапное
овладение этими типами текстов. Так, на В2-1 формируются умения рассказать о
событиях своей жизни, о событиях прошедшего дня, историю жизни известного
человека, сообщить о планах, своих увлечениях, характере человека и его
привычках, увлечениях, своих предпочтениях в одежде и др.; описать правила
игры/ правила поведения; высказать мнение о характере, личности человека;
оценить качество телевизионной программы; опровергнуть распространенное мнение
(напр., о связи между возрастом и увлечением человека); пояснить свою точку
зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы различных вариантов;
прокомментировать событие, выразить личную заинтересованность; описать чувства
и настроение человека. Тип продуцируемого текста: монолог-описание/характеристика
явления (современное ТВ, студенческие традиции); монолог-совет (как себя вести
во время экзаменов, как одеваться); монолог описательно-повествовательного
характера с элементами оценки и рассуждения (см. Рабочая программа учебной
дисциплины Русский язык как иностранный. В2-1/ Попова Т.И., Глазунова О.И. –
СПб, 2014). На В2-2 формируются умения рассказать о своих детских мечтах; роли
родителей, близких людей в жизни: отношениях в семье; истории знакомства;
изменениях в современных формах семейной жизни; человеке, способном на добрые
поступки; человеке и его жизненной позиции; общественной организации;
благотворительной акции; волонтерском движении; описать класс предметов
(явлений, процессов); приоритеты человека в выборе профессии; идеального
партнера; охарактеризовать роль мужчины и женщины в семейных отношениях; дать
прогноз развитию событий; сравнить плюсы и минусы выбора ; высказать мнение /
опровергнуть мнение о взаимосвязях явлений; высказать свою позицию по
актуальному вопросу, указывая пути решения проблемы; поделиться впечатлениями о
путешествии; выразить восхищение увиденным/ разочарование от увиденного. Тип
продуцируемого текста: монолог-характеристика явления (современная семья,
идеальный партнер); монолог-совет (как организовать путешествие); монолог
описательно-повествовательного характера с элементами оценки и рассуждения;
монолог- характеристика явления; монолог-доказательство (см. Рабочая программа
учебной дисциплины Русский язык как иностранный. В2-2/ Попова Т.И., Глазунова
О.И. – СПб, 2014). В зависимости от модуля обучения итоговое тестирование по
говорению включает в себя проверку уровня коммуникативной компетентности
иностранного учащегося в монологической и диалогической речи. В докладе будут
рассмотрены конкретные примеры оценивания результатов итогового тестирования по
говорению при модульной системе обучения.