Литературная основа музыкальных сюжетов Антонина Дворжака
Светлана Олеговна Садикова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2014-04-08
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Музыка Антонина Дворжака всегда пользовалась большой популярностью и
вниманием как в самой Чехии, так и в других странах. Наследие его изучено,
но исследователи нечасто обращали внимание на литературную основу его произведений и на тот факт, что в большинстве случаев она связана с Чехией. В докладе охарактеризована связь творчества Дворжака с мировой и чешской литературой, выявлены те музыкальные сюжеты, в основе которых лежит чешская литература. Указано на связь этих аспектов с биографией композитора.
Тезисы
Симфонические поэмы Антонина Дворжака на эрбеновские сюжеты возникли в 90-е
гг. XIX в. Это были годы германизации Чехии, когда
чехи пытались отстоять свои права. Дворжак,
обратившись к балладам Эрбена, показал свою верность родине. В творческой жизни композитора это был период расцвета,
завоевания всемирной известности. Дворжак создавал в те годы свои лучшие
произведения: девятую симфонию «Из Нового Света» - шедевр и вершину чешского
симфонизма XIX в., ряд инструментальных произведений, ряд опер. Дворжак обратился к жанру симфонической поэмы в 1896 г. Композитор
создал пять поэм: «Водяной», «Полудница», «Золотая прялка» , «Голубок» и «Богатырская песнь». Первые четыре поэмы написаны на сюжеты баллад выдающегося чешского поэта и
фольклориста Карла Яромира Эрбена (1811-1870) из известного собрания «Букет из
народных преданий» («Kytice»). Сочинения этого периода характеризовались значительностью содержания, героико-патриотической тематикой, национальной самобытностью музыкального языка,
силой и глубиной эмоционального выражения. Работая над симфоническими поэмами Дворжак, ставил
себе целью создать эпические симфонические произведения и найти соответствующее
собственно музыкальное воплощение сюжетов эрбеновских баллад.
Стремясь к созданию подлинно чешских эпических произведений, композитор опирался на народную
песенность в широком смысле слова, народные и бытовые жанры и характерные
интонационно-ритмические особенности чешской речи. Опера «Русалка», написанная на либретто Ярослава Квапила, считается вершиной оперного творчества Дворжака. Сочетание в
музыке «Русалки» бытовых и фантастических элементов, построенных на
реалистической самобытно-национальной песенной основе, невольно заставляет
вспомнить сказочные оперы Римского-Корсакова. Сочетание поэтической звукописи с выражением глубоких чувств, преломляемых через образы природы или сказочные образы, созданные богатой народной фантазией — одинаково свойственны русскому, польскому, чешскому музыкальному искусству.