XVII Международная конференция студентов-филологов

Литературная основа музыкальных сюжетов Антонина Дворжака

Светлана Олеговна Садикова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2014-04-08
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Музыка Антонина Дворжака всегда пользовалась большой популярностью и вниманием как в самой Чехии, так и в других странах. Наследие его изучено, но исследователи нечасто обращали внимание на литературную основу его произведений и на тот факт, что в большинстве случаев она связана с Чехией. В докладе охарактеризована связь творчества Дворжака с мировой и чешской литературой, выявлены те музыкальные сюжеты, в основе которых лежит чешская литература. Указано на связь этих аспектов с биографией композитора.

Тезисы

Симфонические поэмы Антонина Дворжака на эрбеновские сюжеты возникли в 90-е гг. XIX в. Это были годы германизации Чехии, когда чехи пытались отстоять свои права. Дворжак, обратившись к балладам Эрбена, показал свою верность родине. В творческой жизни композитора это был период расцвета, завоевания всемирной известности. Дворжак создавал в те годы свои лучшие произведения: девятую симфонию «Из Нового Света» - шедевр и вершину чешского симфонизма XIX в., ряд инструментальных произведений, ряд опер. Дворжак обратился к жанру симфонической поэмы в 1896 г. Композитор создал пять поэм: «Водяной», «Полудница», «Золотая прялка» , «Голубок» и «Богатырская песнь». Первые четыре поэмы написаны на сюжеты баллад выдающегося чешского поэта и фольклориста Карла Яромира Эрбена (1811-1870) из известного собрания «Букет из народных преданий» («Kytice»). Сочинения этого периода характеризовались значительностью содержания, героико-патриотической тематикой, национальной самобытностью музыкального языка, силой и глубиной эмоционального выражения. Работая над симфоническими поэмами Дворжак, ставил себе целью создать эпические симфонические произведения и найти соответствующее собственно музыкальное воплощение сюжетов эрбеновских баллад. Стремясь к созданию подлинно чешских эпических произведений, композитор опирался на народную песенность в широком смысле слова, народные и бытовые жанры и характерные интонационно-ритмические особенности чешской речи. Опера «Русалка», написанная на либретто Ярослава Квапила, считается вершиной оперного творчества Дворжака. Сочетание в музыке «Русалки» бытовых и фантастических элементов, построенных на реалистической самобытно-национальной песенной основе, невольно заставляет вспомнить сказочные оперы Римского-Корсакова. Сочетание поэтической звукописи с выражением глубоких чувств, преломляемых через образы природы или сказочные образы, созданные богатой народной фантазией — одинаково свойственны русскому, польскому, чешскому музыкальному искусству.