XVII Международная конференция студентов-филологов

Особенности семантики английских слов clever, intelligent и smart

Виктория Дмитриевна Чистякова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский городской педагогический университет

201
2014-04-09
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются вопросы изучения семантики английских прилагательных clever, intelligent и smart, различия в их значениях и особенности их употребления в речи. Выделены признаки, позволяющие разграничить эти значения. Опровергнуто традиционное представление о слове intelligent как о вносящем в речь информацию о представлении описываемого признака как приобретаемого в результате (интеллектуального) развития и обучения индивида, и приведены аргументы в пользу того, что intelligent может вносить информацию о врожденных свойствах (Look at this newborn! What intelligent eyes she has!).

Тезисы

В работе исследовались особенности семантики синонимичных английских прилагательных clever, intelligent и smart. Обращение к данной проблеме обусловлено общим растущим интересом к исследованию семантики языковых единиц, а также отсутствием исчерпывающего описания семантики исследуемых лексических единиц. В основе данного исследования лежит понятие концепта, которое приравнивается к значению (вслед за О. Н. Селиверстовой). Поскольку в современной лингвистической науке существует несколько подходов к пониманию понятия концепт, следует отметить, что данное исследование проводится в рамках лингвокогнитивного подхода. Исследование было проведено на материале из Национального корпуса русского языка, British National Corpus и Corpus of Contemprorary American English с использованием гипотетико-дедуктивного метода в сочетании с экспериментом. Из собранного материала были выбраны примеры высказываний, в которых употребляются данные слова. В этих высказываниях исходное прилагательное, например, слово clever, заменялось на его синоним, например, прилагательное intelligent. Информанты оценивали правильность полученных высказываний. В эксперименте приняли участие три информанта. Полученные данные позволили выделить семантические различия в значениях данных прилагательных и выявить особенности употребления данных языковых единиц. Так, было выявлено, что слово intelligent, которое в словарях обычно трактуется как вносящее информацию о наличии определенного свойства как результата обучения, может описывать и некоторое врожденное свойство, например, можно сказать: Look at this newborn! What intelligent eyes she has! Данное высказывание было оценено информантами как most frequent – наиболее частотное использование, что подтверждает наличие в семантике данного слова постулируемого признака. Были выявлены и другие признаки в значениях данных слов, которые мы планируем кратко пояснить в докладе.