Особенности семантики английских слов clever, intelligent и smart
Виктория Дмитриевна Чистякова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
201
2014-04-09
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются вопросы изучения семантики английских прилагательных clever, intelligent и smart, различия в их значениях и особенности их употребления
в речи. Выделены признаки, позволяющие разграничить эти значения. Опровергнуто традиционное представление о слове intelligent
как о вносящем в речь информацию о представлении описываемого признака как приобретаемого в результате (интеллектуального) развития и обучения индивида, и приведены
аргументы в пользу того, что intelligent может вносить
информацию о врожденных свойствах (Look at this newborn! What intelligent eyes she has!).
Тезисы
В работе исследовались особенности семантики синонимичных
английских прилагательных clever, intelligent и smart.
Обращение к данной проблеме обусловлено общим растущим
интересом к исследованию семантики языковых единиц, а также отсутствием
исчерпывающего описания семантики исследуемых лексических единиц.
В основе данного исследования лежит понятие концепта, которое приравнивается к значению (вслед за О. Н. Селиверстовой).
Поскольку в современной лингвистической науке существует несколько подходов к
пониманию понятия концепт, следует
отметить, что данное исследование проводится в рамках лингвокогнитивного
подхода.
Исследование было проведено на материале из Национального
корпуса русского языка, British National Corpus и Corpus of Contemprorary American English с использованием гипотетико-дедуктивного метода в сочетании с
экспериментом. Из собранного материала были выбраны примеры высказываний, в
которых употребляются данные слова. В этих высказываниях исходное
прилагательное, например, слово clever, заменялось на его
синоним, например, прилагательное intelligent. Информанты
оценивали правильность полученных высказываний. В эксперименте приняли участие
три информанта. Полученные данные позволили выделить семантические различия в
значениях данных прилагательных и выявить особенности употребления данных
языковых единиц.
Так, было выявлено, что слово intelligent,
которое в словарях обычно трактуется как вносящее информацию о наличии
определенного свойства как результата обучения, может описывать и некоторое
врожденное свойство, например, можно сказать:
Look at this newborn! What intelligent eyes she has!
Данное высказывание было оценено информантами как most frequent – наиболее частотное
использование, что подтверждает наличие в семантике данного слова
постулируемого признака. Были выявлены и другие признаки в значениях данных
слов, которые мы планируем кратко пояснить в докладе.