Эсхатология апостола Павла
Лолита Антоновна Богданова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2014-04-10
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются различные аспекты
эсхатологии апостола Павла: природа человеческой души, понятие духовного тела, воскресение
мёртвых. На формирование концепции Павла повлияло как платоновское учение о
душе, так и фарисейские представления о воскресении мёртвых. Эсхатология Павла
являет собой удивительное слияние идеализма и материализма.
Тезисы
Бессмертие души
для современных христиан является аксиомой. Однако всё не так просто: сама по
себе концепция бессмертия души не нуждается в воскресении мёртвых. Но
воскресение мёртвых — это неотъемлемая часть христианской (и не только)
эсхатологии. Если после физической смерти человека его душа оказывается в раю,
то в теле больше нет надобности. Каким же образом эта концепция так прочно
укоренилась в сознании христиан? Цель нашей работы — на примере богословия
апостола Павла выяснить, как, в каких условиях и под влиянием каких тенденций
формировалась христианская эсхатология. В докладе рассматриваются такие аспекты
эсхатологии Павла, как природа человеческой души, понятие духовного тела, воскресение
мёртвых. Иудейское и греческое влияние на мысль Павла очевидно. Так,
современник Павла и носитель платоновской традиции Плутарх утверждает, что
человек состоит из тела, души и разума. У Павла во втором послании к
Фессалоникийцам мы встречаем практически идентичную, но уже иудаизированную
версию этого разделения. На месте греческого разума оказывается дух. Павел
отождествляет дух с разумом вслед за Филоном Александрийским. Возможно, этот
дух-разум и есть тот самый иудейский святой дух, "руах ха-кодеш". Понятие же
духовного тела, противоположностью которого является тело душевное, тесно
связано с Иисусом Христом. В первом послании Коринфянам Павел пишет о душевных
и духовных людях. По его словам, именно духовный человек является наследником
разума Иисуса Христа, второго, духовного Адама. Располагая греческим и
иудейским знанием, Павел проповедует новую, христианскую эсхатологию. И
эсхатология эта совмещает в себе греческий идеализм и иудейский материализм.