Постдраматический театр и процессы жанрообразования в современной русской, украинской и польской драматургии
Леонид Владимирович Закалюжный
Докладчик
старший преподаватель
Житомирский государственный университет им. Ивана Франко
Житомирский государственный университет им. Ивана Франко
4-У
2014-03-13
10:20 -
10:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
феномену постдраматического театра (Х.-Т. Леманн) и его влиянию на
русскую, украинскую и польскую драматургию конца ХХ – начала ХХІ ст. На примере
пьес В. Дурненкова и М. Дурненкова, Я. Клята, А. Милевского,
Н. Нежданой, А. Слаповского и др. рассматриваются процессы
жанрообразования, связанные, в первую очередь, с интермедиальностью современной
драматургии.
Тезисы
Постдраматический театр – понятие, предложенное известным немецким ученым
Хансом-Тисом Леманном и обобщающее магистральные тенденции в развитии мирового
театра, начиная с 60-х годов ХХ столетия. По мнению Леманна, постдраматический театр – это новая и
разнообразная практика театрального дискурса, возникшая в результате расширения
власти и повсеместного присутствия медийных средств в повседневной жизни.
Основополагающий принцип отграничения постдраматического театра от
предыдущих театральных форм – отказ от текстоцентричности, т.е. утрата текстом
роли главенствующего элемента, подчинявшего все остальные. Вместо этого в
постдраматических театральных формах текст является лишь равноправным элементом
жестуального, музыкального, визуального взаимосвязанного целого.
Постдраматический театр, не подчиняющийся, как прежде, главенству текста,
обращается к пластическим искусствам и медиа. В то же время интермедиальность
становится жанрообразующим фактором в русской, украинской и польской драматургии
конца ХХ – начала ХХІ ст., о чем свидетельствуют пьесы В. Дурненкова и М. Дурненкова,
Я. Клята, А. Милевского, Н. Нежданой, А. Слаповского
и других авторов, экспериментирующих с драматургической формой.