XLIII Международная филологическая научная конференция

Постдраматический театр и процессы жанрообразования в современной русской, украинской и польской драматургии

Леонид Владимирович Закалюжный
Докладчик
старший преподаватель
Житомирский государственный университет им. Ивана Франко

4-У
2014-03-13
10:20 - 10:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен феномену постдраматического театра (Х.-Т. Леманн) и его влиянию на русскую, украинскую и польскую драматургию конца ХХ – начала ХХІ ст. На примере пьес В. Дурненкова и М. Дурненкова, Я. Клята, А. Милевского, Н. Нежданой, А. Слаповского и др. рассматриваются процессы жанрообразования, связанные, в первую очередь, с интермедиальностью современной драматургии.

Тезисы

Постдраматический театр – понятие, предложенное известным немецким ученым Хансом-Тисом Леманном и обобщающее магистральные тенденции в развитии мирового театра, начиная с 60-х годов ХХ столетия. По мнению Леманна, постдраматический театр – это новая и разнообразная практика театрального дискурса, возникшая в результате расширения власти и повсеместного присутствия медийных средств в повседневной жизни. Основополагающий принцип отграничения постдраматического театра от предыдущих театральных форм – отказ от текстоцентричности, т.е. утрата текстом роли главенствующего элемента, подчинявшего все остальные. Вместо этого в постдраматических театральных формах текст является лишь равноправным элементом жестуального, музыкального, визуального взаимосвязанного целого. Постдраматический театр, не подчиняющийся, как прежде, главенству текста, обращается к пластическим искусствам и медиа. В то же время интермедиальность становится жанрообразующим фактором в русской, украинской и польской драматургии конца ХХ – начала ХХІ ст., о чем свидетельствуют пьесы В. Дурненкова и М. Дурненкова, Я. Клята, А. Милевского, Н. Нежданой, А. Слаповского и других авторов, экспериментирующих с драматургической формой.