XLIII Международная филологическая научная конференция

Народная колористика: визуальные и вербальные метафоры

Инна Сергеевна Веселова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2014-03-14
18:20 - 18:50

Ключевые слова, аннотация

Различение монохромного и яркого, «цвётного» и «черного», различение степеней яркости осознано в традиционной деревенской культуре. Так цветная одежда более свойственна тем, кто «цветет», т.е. находится в своей «молодой» поре – девкам и молодкам. Яркие цвета более свойственны молодым, фертильным женщинам, чем пожилым и старым. Кроме того цветная одежда и яркие атрибуты более свойственны женщинам, чем мужчинам. Праздничной одежде более, чем будничной. И если традиционной свадьбе свойственно многоцветье, то традиционным похоронам скорее белое бесцветье.

Тезисы

Традиционная народная колористика представляет собой малоисследованную область визуальной фольклористики . Нужно сказать, что яркость и цветовые сочетания деревенской одежды (и старинной и повседневной) и окраски домов нередко обескураживает городских исследователей. Так, например, интересный материал содержится в мезенской фотоколлекции Фольклорного архива СПбГУ. Цветовые сочетания старинной одежды, являют собой образец нарядного и броского чередования, например, однотонного цвета платья с двуцветной шалью и совершенно отдельным пестрым поясом. Современный ассортимент халатов, типичной женской одежды и в городе и в деревне, в деревенском магазине часто являет собой привлекательное для покупательниц сочетание ярких пятен. Именно их цветовая комбинаторика не укладывается в пределы воображаемого жителя мегаполиса. Причем речь не идет о различении фона и фигуры, чередовании одного цвета с многоцветьем, как, например, свойственно вязаным варежкам традиционных мезенских орнаментов. Рисунок халаов не является орнаментом, потому что в нем нельзя выделить фон и рисунок. Поле равного уровня пестроты, не образует единого целого, свойственного гештальту традиционного орнамента. Но дело не только в сочетаемости. Различение монохромного и яркого, «цвётного» и «черного», печального, вообще различение степеней яркости очень отчетливо в традиционной деревенской культуре. Так цветная одежда более свойственна тем, кто «цветет», т.е. находится в своей «молодой» поре – девкам и молодкам. Сам глагол «цвести» означает регулы у женщин. Яркие цвета более свойственны молодым, фертильным женщинам, чем пожилым и старым. Кроме того цветная одежда и яркие атрибуты более свойственны женщинам, чем мужчинам. Праздничной одежде более, чем будничной. И если традиционной свадьбе свойственно многоцветье, то традиционным похоронам скорее белое бесцветье.