Народная колористика: визуальные и вербальные метафоры
Инна Сергеевна Веселова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2014-03-14
18:20 -
18:50
Ключевые слова, аннотация
Различение монохромного и яркого, «цвётного» и «черного», различение степеней яркости осознано в традиционной
деревенской культуре. Так цветная одежда более свойственна тем, кто «цветет»,
т.е. находится в своей «молодой» поре – девкам и молодкам. Яркие цвета более свойственны молодым, фертильным
женщинам, чем пожилым и старым. Кроме того цветная одежда и яркие атрибуты
более свойственны женщинам, чем мужчинам. Праздничной одежде более, чем
будничной. И если традиционной свадьбе свойственно многоцветье, то традиционным похоронам скорее белое бесцветье.
Тезисы
Традиционная народная
колористика представляет собой малоисследованную область визуальной фольклористики . Нужно сказать, что яркость и цветовые сочетания деревенской одежды
(и старинной и повседневной) и окраски домов нередко обескураживает городских исследователей.
Так, например, интересный материал содержится в мезенской фотоколлекции Фольклорного архива СПбГУ. Цветовые сочетания старинной одежды, являют собой образец нарядного
и броского чередования, например, однотонного цвета платья с двуцветной шалью и совершенно отдельным пестрым поясом.
Современный ассортимент халатов, типичной женской одежды и в
городе и в деревне, в деревенском магазине часто являет собой привлекательное
для покупательниц сочетание ярких пятен. Именно их цветовая комбинаторика не укладывается
в пределы воображаемого жителя мегаполиса. Причем
речь не идет о различении фона и фигуры, чередовании одного цвета с
многоцветьем, как, например, свойственно вязаным варежкам традиционных мезенских
орнаментов. Рисунок халаов не является орнаментом, потому что в нем нельзя
выделить фон и рисунок. Поле равного уровня пестроты, не образует единого
целого, свойственного гештальту традиционного орнамента.
Но
дело не только в сочетаемости. Различение монохромного и яркого, «цвётного» и
«черного», печального, вообще различение степеней яркости очень отчетливо в традиционной деревенской культуре. Так цветная одежда более
свойственна тем, кто «цветет», т.е. находится в своей «молодой» поре – девкам и
молодкам. Сам глагол «цвести» означает регулы у женщин. Яркие цвета более
свойственны молодым, фертильным женщинам, чем пожилым и старым. Кроме того
цветная одежда и яркие атрибуты более свойственны женщинам, чем мужчинам.
Праздничной одежде более, чем будничной. И если традиционной свадьбе
свойственно многоцветье, то традиционным похоронам скорее белое бесцветье.