XLIII Международная филологическая научная конференция

Настоящее в прошедшем и прошлое в настоящем: историческая личность в драматургии Хенрика Ибсена

Андрей Алексеевич Юрьев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

191
2014-03-14
10:00 - 10:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут рассмотрены драмы Ибсена «Воители в Хельгеланде» (1857), «Борьба за престол» (1863) и «Кесарь и Галилеянин» (1873). Актуализируя далекое прошлое, драматург основывался на принципиальном убеждении:  прошлое не только предшествует настоящему, но и парадоксальным образом присутствует в нем. Исторический процесс представлялся Ибсену не только как развитие, несущее с собой принципиальные изменения, но и как накопление, сохранение. Именно это убеждение, восходящее к гегелевской философией истории, всегда определяло у Ибсена саму художественную структуру образа исторической личности.


Тезисы

Принципы историзма в драматургии Ибсена 1850–1870-х гг. в значительной мере определялись: а) влиянием исторических хроник и «римских» трагедий Шекспира; б) усвоением ряда постулатов гегелевской философии истории, воспринятых при посредничестве датского драматурга, критика и философа-гегельянца Йухана Людвига Хейберга; в) воздействием книги немецкого теоретика драмы Германа Хеттнера «Современная драма» (1852). Понимание критериев жанра исторической драмы было непосредственно выражено молодым Ибсеном в статье «”Лорд Вильям Рассел” на сцене Кристианийского театра» (1857). Сформулированным в этой статье принципам драматург следовал при создании «Воителей в Хельгеланде» (1857) и «Борьбы за престол» (1863). Считая психологическую разработку характера важнейшей составляющей образа исторического героя, Ибсен уже в этих произведениях совмещал ее с символическими обобщениями, придававшими создаваемым драматургом образам трагический масштаб и выявлявшими обусловленность деяний героев замыслами и тайными целями «мирового духа» как подлинного творца истории. Поиски Ибсена в области жанра исторической драмы завершились созданием грандиозной дилогии «Кесарь и Галилеянин» (1873), центральной фигурой которой является последний римский император-язычник Юлиан Отступник. Выстраивая образ этого героя, Ибсен художественно сплавил гегелевские представления о «всемирно-исторической личности» с рядом важнейших положений экзистенциальной философии Сёрена Киркегора. Парадоксальность такого соединения в значительной мере определила и глубину содержания, и жанровую сложность этого масштабного произведения.