Настоящее в прошедшем и прошлое в настоящем: историческая личность в драматургии Хенрика Ибсена
Андрей Алексеевич Юрьев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
191
2014-03-14
10:00 -
10:30
Ключевые слова, аннотация
В
докладе будут рассмотрены драмы Ибсена «Воители в Хельгеланде» (1857), «Борьба
за престол» (1863) и «Кесарь и Галилеянин» (1873). Актуализируя далекое
прошлое, драматург основывался на принципиальном убеждении: прошлое не только предшествует настоящему, но
и парадоксальным образом присутствует в нем. Исторический процесс
представлялся Ибсену не только как развитие, несущее с собой принципиальные
изменения, но и как накопление, сохранение. Именно это убеждение, восходящее к гегелевской
философией истории, всегда определяло у Ибсена саму художественную структуру образа
исторической личности.
Тезисы
Принципы
историзма в драматургии Ибсена 1850–1870-х гг. в значительной мере определялись:
а) влиянием исторических хроник и «римских»
трагедий Шекспира; б) усвоением ряда
постулатов гегелевской философии истории, воспринятых при посредничестве
датского драматурга, критика и философа-гегельянца Йухана Людвига Хейберга; в) воздействием книги немецкого
теоретика драмы Германа Хеттнера «Современная драма» (1852). Понимание критериев
жанра исторической драмы было непосредственно выражено молодым Ибсеном в статье
«”Лорд Вильям Рассел” на сцене Кристианийского театра» (1857). Сформулированным
в этой статье принципам драматург следовал при создании «Воителей в Хельгеланде»
(1857) и «Борьбы за престол» (1863). Считая
психологическую разработку характера важнейшей составляющей образа исторического
героя, Ибсен уже в этих произведениях совмещал ее с символическими обобщениями,
придававшими создаваемым драматургом образам трагический масштаб и выявлявшими обусловленность
деяний героев замыслами и тайными целями «мирового духа» как подлинного творца
истории. Поиски Ибсена в области жанра исторической драмы завершились созданием
грандиозной дилогии «Кесарь и Галилеянин» (1873), центральной фигурой которой
является последний римский император-язычник Юлиан Отступник. Выстраивая образ
этого героя, Ибсен художественно сплавил гегелевские представления о «всемирно-исторической
личности» с рядом важнейших положений экзистенциальной философии Сёрена
Киркегора. Парадоксальность такого соединения в значительной мере определила и глубину
содержания, и жанровую сложность этого масштабного произведения.