Память и бренд в романе К. Крахта «Faserland»
Александра Владимировна Елисеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-11
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе пойдёт речь об
индивидуальных воспоминаниях, исторической памяти и роли брендов в романе
немецкоязычного писателя Кристиана
Крахта (Christian
Kracht, 1966) «Faserland» (1995). Будет рассмотрена
проблема, в какой мере личные воспоминания нарратора о детстве и юности, а
также его представления о прошлом Германии, Швейцарии и прочих стран
префигурированы имеющимся в немецкоязычном пространстве дискурсом о памяти.
Проводится параллель между формированием образа страны (например, «нацистской
Германии») и созданием бренда (как определённого имиджа).
Тезисы
В романе
немецкоязычного автора Кристиана Крахта (Christian Kracht, 1966) «Faserland» (1995) значительное место
занимают воспоминания – как индивидуальные, так и относящиеся к прошлому ряда стран.
Обращает на себя внимание некая клишированность и упрощённость воспоминаний.
Так прошлое Германии оказывается связанным в сознании нарратора почти
исключительно с нацизмом, в индивидуальных воспоминаниях присутствует фигура
отца (никогда не упоминается мать персонажа). Одержимость рассказчика
нацистским прошлым Германии примечательно сочетается с его равнодушием по
отношению к иным историческим периодам и другим странам. Постоянно декларируя
неприятие исторического прошлого Германии, нарратор, с одной стороны,
девальвирует слова «фашист», «нацист», применяя их ко всем несимпатичным ему
людям, с другой стороны, сам обнаруживает черты нацистской идеологии в своих
оценках. Представляется плодотворным рассмотреть проявления исторической и
индивидуальной памяти в романе «Faserland» в контексте
современных концепций культуры памяти в Германии, например, книги У. Юрайт и К.
Шнайдера «Ощущение жертвы. Иллюзии преодоления прошлого» (U. Jureit, Ch. Schneider „Gefühte Opfer.
Illusionen der Vergangenheitbewältigung“). В данном сочинении авторы анализируют проблему
регламентации исторической памяти в послевоенной Германии – предписания того,
что необходимо вспоминать и как нужно вспоминать. Эти «предписания» узнаваемы и
в романе Крахта – персонаж демонстрирует шаблоны отношения к историческому и
индивидуальному прошлому, заданные предшествующей дискурсивной традицией. Любопытной
представляется взаимосвязь предписанного воспоминания о прошлом с феноменом
бренда (образа, имиджа чего-либо). Брендовое сознание повествователя примечательно
сочетается с культурной обусловленностью его памяти. Таким образом, роман
Крахта можно прочитать как произведение, пародирующее распространённые клише
исторической и индивидуальной памяти.