Поэтика бессознательного в повести Уездное Е. Замятина
Герда Зиммерманн
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2014-03-11
13:55 -
14:15
Ключевые слова, аннотация
Мы исходим из того, что категория
бессознательного является смыслообразующей в Уездное. Бессознательное
проявляет себя через архетипические мотивы. Архетипы как формы коллективного
воспоминания включают произведение в пространство культуры, а коллективное
воспоминание выражает человеческую бессознательность. Мы рассматриваем мотивы
(характер и поведение главного героя) и обращаемся
к анализу специфики сказа, так как сказ фиксирует сознание героев на уровне
языка, и пытаемся показать возможность интерпретации проблемы свой-чужой
как одновременно языкового
и культурного явления.
Тезисы
1) В докладе анализируются элементы текста, связанные с изображением Анфима Барыбы, отражающие примитивные, инстинктивные аспекты
его личности. Такие черты характера
персонажа, как «угловатость», «прямость», «подобие утюга» и пр. отражают
глубину его инстинктивного поведения.
2) Поступки на уровне фабулы говорят о все более и более серьезной «вине» героя. Анализ мотивной структуры повести выявляет ряд повторяющихся библейских и мифологических мотивов, фиксирующих власть бессознательного в человеке (мотивы «волка», «змея», «барана»).
3) Одна из сюжетных линий фиксирует процесс превращения главного героя в каменную бабу. Для того чтобы показать, что метаморфоза присутствует во всей истории, в докладе анализируются мотивы, формируемые лексикодами «камень» и «жевать». Здесь внимание к мифу является закономерным с точки зрения мотивного анализа.
4) В изображении первобытных инстинктов персонажа определяющей становится архетипическая оппозиция «свой – чужой». В структуре повести она, будучи концептуальным основанием изображаемого, реализована на разных уровнях, ее анализ предполагает внимание к различным аспектам, в том числе жанровому и нарратологическому.
2) Поступки на уровне фабулы говорят о все более и более серьезной «вине» героя. Анализ мотивной структуры повести выявляет ряд повторяющихся библейских и мифологических мотивов, фиксирующих власть бессознательного в человеке (мотивы «волка», «змея», «барана»).
3) Одна из сюжетных линий фиксирует процесс превращения главного героя в каменную бабу. Для того чтобы показать, что метаморфоза присутствует во всей истории, в докладе анализируются мотивы, формируемые лексикодами «камень» и «жевать». Здесь внимание к мифу является закономерным с точки зрения мотивного анализа.
4) В изображении первобытных инстинктов персонажа определяющей становится архетипическая оппозиция «свой – чужой». В структуре повести она, будучи концептуальным основанием изображаемого, реализована на разных уровнях, ее анализ предполагает внимание к различным аспектам, в том числе жанровому и нарратологическому.