XLIII Международная филологическая научная конференция

Поэтика бессознательного в повести Уездное Е. Замятина

Герда Зиммерманн
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-03-11
13:55 - 14:15

Ключевые слова, аннотация

Мы исходим из того, что категория бессознательного является смыслообразующей в Уездное. Бессознательное проявляет себя через архетипические мотивы. Архетипы как формы коллективного воспоминания включают произведение в пространство культуры, а коллективное воспоминание выражает человеческую бессознательность. Мы рассматриваем мотивы (характер и поведение главного героя) и обращаемся к анализу специфики сказа, так как сказ фиксирует сознание героев на уровне языка, и пытаемся показать возможность интерпретации проблемы свой-чужой как одновременно языкового и культурного явления.



Тезисы

1) В докладе  анализируются  элементы текста, связанные с изображением Анфима Барыбы, отражающие примитивные, инстинктивные аспекты его личности. Такие черты характера персонажа, как «угловатость», «прямость», «подобие утюга» и пр. отражают глубину его инстинктивного поведения.
2)  Поступки на уровне фабулы говорят о все более и более серьезной «вине» героя.  Анализ мотивной структуры повести выявляет ряд повторяющихся библейских и мифологических мотивов, фиксирующих власть бессознательного в человеке (мотивы «волка», «змея», «барана»).

3) Одна из сюжетных линий фиксирует  процесс превращения главного героя  в каменную бабу. Для того чтобы показать, что метаморфоза присутствует во всей истории, в докладе  анализируются мотивы, формируемые лексикодами «камень» и «жевать». Здесь внимание к  мифу является закономерным с точки зрения мотивного анализа.
4) В изображении первобытных инстинктов персонажа определяющей становится архетипическая оппозиция «свой – чужой». В структуре повести она, будучи концептуальным основанием изображаемого, реализована на разных уровнях, ее анализ предполагает внимание к различным аспектам, в том числе жанровому и нарратологическому.