Образ Елизаветы Тюдор и его воплощене в Первой книге «Королевы фей» Э. Спенсера
Юлия Никитенко
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2014-03-15
09:30 -
10:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе образ Елизаветы Тюдор, реконструируемый на основе ее собственных высказываний, современных ей текстов и произведений изобразительного искусства, сопоставляется с образами персонажей Первой книги «Королевы фей» Э. Спенсера.
Тезисы
«Королева
фей» – поэма, созданная Э. Спенсером в
80-х – 90-х гг. XVI в., согласно первоначальному
замыслу, должна была состоять из 12 книг,
воспевающих одну из добродетелей. О
намерении Э. Спенсера увековечить в
тексте поэмы образ Елизаветы свидетельствует
посвящение поэмы
«Наиболее могущественной и великолепной
императрице, известной своим милосердием,
достоинствами и добродетельным
управлением, Елизавете». В предворяющем
«Королеву фей» письме к
У.Ролли, которое служит
авторским предисловием, Спенсер заявляет
о своем намерении воплотить образ
Елизаветы в некоторых из персонажах
поэмы (Глориана,
Белфеба). Однако
современники Спенсера соотносили с
Елизаветой и образ Уны.
Факт
узнавания современником Елизаветы в
одном из персонажей поэмы свидетельствует
о том, что ее образ представляет собой
некую символическую целостность,
совокупность определенных значений. О
содержании этого образа мы можем судить
по высказываним самой Елизаветы, дошедших
до нас в письмах и записях ее речей, по
произведениям придворных и по изображениям
королевы.
В
данном исследовании детали образа
Елизаветы и их значение сопоставляются
с деталями образа Уны, одного из
центральных персонажей Первой книги
«Королевы фей». Анализируя основные
составляющие образа этого персонажа:
имя, внешний облик и историю, мы
предпринимаем попытку выявить черты,
сходные с теми, что культивировались
Елизаветой, а также выявить, как эти
черты трансформируются и осмысляются
в тексте поэмы. Имя персонажа, происходящее
от латинского unus, создает семантическое
поле, в которое входят такие понятия,
как единство, единичность и уникальность,
соотносящиеся с образом
Елизаветы. Во внешнем облике важнейшее
значение имеют цветовые характеристики,
а также мотив «сияния», связывающий
текст поэмы с текстом Откровения Иоанна
Богослова. В результате текст поэмы и
созданная в нем художественная реальность
оказываются мостом между исторической
реальностью и событиями священной
истории.