XLIII Международная филологическая научная конференция

Образ Елизаветы Тюдор и его воплощене в Первой книге «Королевы фей» Э. Спенсера

Юлия Никитенко
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2014-03-15
09:30 - 10:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе образ Елизаветы Тюдор, реконструируемый на основе ее собственных высказываний, современных ей текстов и произведений изобразительного искусства, сопоставляется с образами персонажей Первой книги «Королевы фей» Э. Спенсера.

Тезисы

«Королева фей» – поэма, созданная Э. Спенсером в 80-х – 90-х гг. XVI в., согласно первоначальному замыслу, должна была состоять из 12 книг, воспевающих одну из добродетелей. О намерении Э. Спенсера увековечить в тексте поэмы образ Елизаветы свидетельствует посвящение поэмы «Наиболее могущественной и великолепной императрице, известной своим милосердием, достоинствами и добродетельным управлением, Елизавете». В предворяющем «Королеву фей» письме к У.Ролли, которое служит авторским предисловием, Спенсер заявляет о своем намерении воплотить образ Елизаветы в некоторых из персонажах поэмы (Глориана, Белфеба). Однако современники Спенсера соотносили с Елизаветой и образ Уны. Факт узнавания современником Елизаветы в одном из персонажей поэмы свидетельствует о том, что ее образ представляет собой некую символическую целостность, совокупность определенных значений. О содержании этого образа мы можем судить по высказываним самой Елизаветы, дошедших до нас в письмах и записях ее речей, по произведениям придворных и по изображениям королевы. В данном исследовании детали образа Елизаветы и их значение сопоставляются с деталями образа Уны, одного из центральных персонажей Первой книги «Королевы фей». Анализируя основные составляющие образа этого персонажа: имя, внешний облик и историю, мы предпринимаем попытку выявить черты, сходные с теми, что культивировались Елизаветой, а также выявить, как эти черты трансформируются и осмысляются в тексте поэмы. Имя персонажа, происходящее от латинского unus, создает семантическое поле, в которое входят такие понятия, как единство, единичность и уникальность, соотносящиеся с образом Елизаветы. Во внешнем облике важнейшее значение имеют цветовые характеристики, а также мотив «сияния», связывающий текст поэмы с текстом Откровения Иоанна Богослова. В результате текст поэмы и созданная в нем художественная реальность оказываются мостом между исторической реальностью и событиями священной истории.