XLIII Международная филологическая научная конференция

Топос соблазнения в экранизациях «Опасных связей»: от игры к насилию

Марина Ринатовна Алташина
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный институт сценических искусств

кинозал
2014-03-14
17:20 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается тема насилия над неопытной жертвой в романе Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782) и варианты ее кинематографической реализации. Анализируются ключевые сцены сюжетной линии совращения романной героини Сесиль де Воланж в экранизациях Р. Вадима (1959), С. Фрирза (1988), М. Формана (1989), Р. Камбла (1999). Выделяются особенности каждого экранного воплощения этой темы и обнаруживаются общие черты, свойственные всем кинематографическим адаптациям «Опасных связей».

Тезисы

Одна из центральных интриг романа «Опасные связи» (1782) Шодерло де Лакло – соблазнение невинной девушки. Жертвой двух опытных развратников маркизы де Мертей и виконта де Вальмона становится неопытная Сесиль де Воланж. В процессе порочного воспитания Сесиль получает не только сексуальный опыт, но и навыки безнравственного поведения. Разврат этих героев не ограничивается физическим уровнем, он непременно проявляется в формировании личности. Таким образом, романные развратники совершают насилие не только телесное, но и духовное.  Существует несколько экранизаций романа, авторы которых по-разному воплощают тему совращения Сесиль на экране. Вальмон в фильме Роже Вадима «Опасные связи» (1959) ограничивается лишь сексуальным контактом, не становясь для своей жертвы наставником. В экранизации Стивена Фрирза (1988) сцена лишения невинности поставлена довольно жестко, но впоследствии Сесиль проявляет себя податливой талантливой ученицей светских развратников. Милош Форман в фильме «Вальмон» (1989) наделяет свою героиню Сесиль неуемным любопытством и сладострастием, лишая каких-либо душевных метаний по поводу своего растления. С первой ночи в объятиях виконта юная девушка уверенно ступает на путь порока и принимает на себя роль последовательницы маркизы де Мертей. Режиссер «Жестоких игр» (1999) Роджер Камбл демонстрирует поэтапное воспитание неопытной жертвы: Вальмон в игровой форме обольщает Сесиль и становится для нее преподавателем плотских утех, а героиня Мертей посвящает жертву в тайны порочных законов общества.  В этих кинематографических версиях в различной степени воплощена жестокость со стороны развратников и доступность самой Сесиль, но все без исключения экранные обольстители обретали власть над духовной сущностью юной героини, делая ее марионеткой в бесчестной игре. Таким образом, тема насилия над личностью является неизменной для всех трактовок «Опасных связей».