Топос соблазнения в экранизациях «Опасных связей»: от игры к насилию
Марина Ринатовна Алташина
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный институт сценических искусств
Российский государственный институт сценических искусств
кинозал
2014-03-14
17:20 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается тема насилия над неопытной жертвой в романе Шодерло де Лакло
«Опасные связи» (1782) и варианты ее кинематографической реализации.
Анализируются
ключевые сцены
сюжетной
линии совращения романной героини Сесиль де Воланж в экранизациях Р. Вадима (1959), С. Фрирза
(1988), М. Формана (1989), Р. Камбла (1999). Выделяются особенности каждого
экранного воплощения этой темы и обнаруживаются общие черты, свойственные всем
кинематографическим адаптациям «Опасных связей».
Тезисы
Одна из центральных интриг романа «Опасные связи» (1782) Шодерло
де Лакло – соблазнение невинной девушки. Жертвой двух опытных развратников
маркизы де Мертей и виконта де Вальмона становится неопытная Сесиль де Воланж. В процессе порочного воспитания Сесиль получает не
только сексуальный опыт, но и навыки безнравственного поведения. Разврат этих героев не ограничивается физическим
уровнем, он непременно проявляется в формировании личности. Таким образом,
романные развратники совершают насилие не только телесное, но и духовное.
Существует несколько экранизаций романа, авторы которых по-разному
воплощают тему совращения Сесиль на экране. Вальмон в фильме Роже Вадима
«Опасные связи» (1959) ограничивается лишь сексуальным контактом, не становясь
для своей жертвы наставником. В экранизации Стивена Фрирза (1988) сцена лишения
невинности поставлена довольно жестко, но впоследствии Сесиль проявляет себя
податливой талантливой ученицей светских развратников. Милош Форман в фильме
«Вальмон» (1989) наделяет свою героиню Сесиль неуемным любопытством и
сладострастием, лишая каких-либо душевных метаний по поводу своего растления. С
первой ночи в объятиях виконта юная девушка уверенно ступает на путь порока и
принимает на себя роль последовательницы маркизы де Мертей. Режиссер «Жестоких
игр» (1999) Роджер Камбл демонстрирует поэтапное воспитание неопытной жертвы: Вальмон
в игровой форме обольщает Сесиль и становится для нее преподавателем плотских
утех, а героиня Мертей посвящает жертву в тайны порочных законов общества.
В этих
кинематографических версиях в различной степени воплощена жестокость со стороны
развратников и доступность самой Сесиль, но все без исключения экранные
обольстители обретали власть над духовной сущностью юной героини,
делая ее марионеткой в бесчестной игре. Таким образом, тема насилия над
личностью является неизменной для всех трактовок «Опасных связей».