Скрытая угроза: визуализация насилия в кинолениниане
Наталья Валерьевна Семенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кинозал
2014-03-12
15:40 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются стратегии презентации насилия в фильмах ленинианы 1930–1960-х гг. («Человек с ружьем», «Ленин в 1918 году», «Незабываемый 1919-й», «Шестое июля» и других).
Тезисы
Тема насилия закономерно возникает
при анализе киноленинианы: она открывается
сюжетом о казни старшего брата, проходит
через фильмы о революции и Гражданской
войне и завершается «заключением»
вождя в усадьбе «Горки». Лениниана
обогатила советскую имагологию не
только образом лидера государства, но
и различными формами воплощения зла
(от фигуры врага к атрибутике последнего,
в частности, к оружию). Именно этическая
проблема – рассуждения о допустимости
насилия – стала центральной в картине
«Ленин в 1918 году» (доказательству
данного тезиса подчинен видеоряд и
диалоги Ленина с Горьким).
Уникальность ситуации ленинианы
заключается в том, что ее герои изначально
позиционируются как жертвы. В качестве
примера можно привести многочисленные
случаи смертей: Павле
– «Великое зарево»; Евтушенко – «Человек
с ружьем»; изуродованный и недееспособный
французский солдат – «Незабываемый
1919-й». Проявление ответной жестокости
большевиков объясняется и оправдывается,
тем самым, инстинктом самосохранения.
В отношении Ленина также сохраняется
статус жертвы. Сначала он получает
ранение в результате покушения («Ленин
в 1918 году»), а затем насильственно
изолируется от жизни («Рассказы о
Ленине»). Продолжением и завершением
данной линии служит картина «Телец»,
в которой окружающие персонаж люди
теряют «оттепельную» чувствительность
героев Е. Габриловича и превращаются
в мучителей.