XLIII Международная филологическая научная конференция

«Мемуары графа де Грамона» А. Гамильтона: телескоп и калейдоскоп

Вероника Дмитриевна Алташина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2014-03-13
09:00 - 09:30

Ключевые слова, аннотация

«Мемуары графа де Грамона» А. Гамильтона представляют собой гибридный жанр, специфика которого определяется соотношением реальности и вымысла, положением рассказчика, а также специфическими параметрами автобиографической памяти, как то: «Я-схема», «телескопический эффект», воспоминание – вспышка»


Тезисы

Жанр данного произведения продолжает вызывать полемику: одни считают его романом, другие – мемуарами, третьи – псевдомемуарами. Трудность определения жанра связана с его неоднозначной структурой, четко распадающейся на две части, как на то указывает полное название произведения: «Мемуары о жизни графа де Грамона, содержащие, в частности, любовную историю английского двора в царствование Карла II» (1713). Задумав произведение с одной сюжетной линией, которое вполне соответствовало мемуарной практике эпохи, автор переходит к многофокусному повествованию. Первая часть организована вокруг главного героя, прочно включенного в «Я-схему» повествователя (несмотря на его уверения, что он пишет под диктовку героя, на самом деле, Гамильтон пишет о близком ему человеке, что свидетельствует о включенности его образа в «Я-схему» (термин психологии) рассказчика). Для эпизодов молодости характерен  «телескопический эффект» памяти (термин психологии), когда давнее событие видится так, словно оно произошло вчера. Эпизоды первой части построены по типу «воспоминания – вспышки» (термин психологии)  и почти не связаны между собой.  Вторая часть дробится на более мелкие картины, сменяющие друг друга, как в калейдоскопе, главную роль в которых играет уже не сам герой, но английский двор.