«Мемуары графа де Грамона» А. Гамильтона: телескоп и калейдоскоп
Вероника Дмитриевна Алташина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-03-13
09:00 -
09:30
Ключевые слова, аннотация
«Мемуары графа де Грамона» А. Гамильтона представляют собой
гибридный жанр, специфика которого определяется соотношением реальности и
вымысла, положением рассказчика, а также специфическими параметрами
автобиографической памяти, как то: «Я-схема», «телескопический эффект»,
воспоминание – вспышка»
Тезисы
Жанр данного произведения продолжает вызывать
полемику: одни считают его романом, другие – мемуарами, третьи –
псевдомемуарами. Трудность определения жанра связана с его неоднозначной
структурой, четко распадающейся на две части, как на то указывает полное
название произведения: «Мемуары о жизни графа де Грамона, содержащие, в
частности, любовную историю английского двора в царствование Карла II» (1713). Задумав произведение с одной сюжетной
линией, которое вполне соответствовало мемуарной практике эпохи, автор
переходит к многофокусному повествованию. Первая часть организована вокруг главного героя, прочно включенного в
«Я-схему» повествователя (несмотря на его уверения, что он пишет под диктовку
героя, на самом деле, Гамильтон пишет о близком ему человеке, что
свидетельствует о включенности его образа в «Я-схему» (термин психологии)
рассказчика). Для эпизодов молодости характерен
«телескопический эффект» памяти (термин психологии), когда давнее
событие видится так, словно оно произошло вчера. Эпизоды первой части построены
по типу «воспоминания – вспышки» (термин психологии) и почти не связаны между собой. Вторая часть дробится на более мелкие
картины, сменяющие друг друга, как в калейдоскопе, главную роль в которых
играет уже не сам герой, но английский двор.