Музыкальная память в прозе Андрея Белого и Уильяма Фолкнера
Иван Андреевич Делазари
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-03-12
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе делается попытка привлечения понятия музыкальной памяти для описания процессов читательского восприятия синтетических литературных произведений Андрея Белого («Симфонии», «Котик Летаев») и Уильяма Фолкнера («Дикие пальмы», «Реквием по монахине») в сравнительно-историческом аспекте.
Тезисы
Согласно
символистским воззрениям, музыка
занимает исключительное по значимости место не только в ряду искусств, но и во
вне-концептуальном осмыслении действительности. В рамках этой парадигмы, в человеческом
сознании сходными прерогативами наделяется память, к которой сознание и
сводится: любое знание есть припоминание; в прошлом лежит связь человека с
вечностью; забытое сознанием аккумулируется в подсознании; «Прошлое никогда не умирает.
Оно даже и не прошлое вовсе» (У. Фолкнер). Подобные идеи fin de siècle, восходящие к Платону и полностью не оставляющие
культуру ни на одну эпоху, прослеживаются и в литературе ХХ века. Музыкальные приемы
синтетических «Симфоний» (1902–1908) Андрея Белого используются и в его
позднейшей прозе, выстраиваемой во многом вокруг проблематики памяти («Котик
Летаев», 1922); воспитанный на романтико-символистской традиции Уильям Фолкнер
строит свой роман «Дикие пальмы» (1938) по аналогии с музыкой, и тема памяти не
уходит со страниц его прозы – в частности, синтетического в композиционном
отношении романа «Реквием по монахине» (1951). В докладе делается попытка описать
некоторые тематико-композиционные особенности произведений двух названных
авторов в свете феномена музыкальной памяти. Мнемонические процессы,
непосредственно связанные с восприятием музыки, могут пролить свет на стратегию
вовлечения читателя в текстах А. Белого и У. Фолкнера.