XLIII Международная филологическая научная конференция

Музыкальная память в прозе Андрея Белого и Уильяма Фолкнера

Иван Андреевич Делазари
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2014-03-12
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе делается попытка привлечения понятия музыкальной памяти для описания процессов читательского восприятия синтетических литературных произведений Андрея Белого («Симфонии», «Котик Летаев») и Уильяма Фолкнера («Дикие пальмы», «Реквием по монахине») в сравнительно-историческом аспекте.

Тезисы

Согласно символистским воззрениям, музыка занимает исключительное по значимости место не только в ряду искусств, но и во вне-концептуальном осмыслении действительности. В рамках этой парадигмы, в человеческом сознании сходными прерогативами наделяется память, к которой сознание и сводится: любое знание есть припоминание; в прошлом лежит связь человека с вечностью; забытое сознанием аккумулируется в подсознании; «Прошлое никогда не умирает. Оно даже и не прошлое вовсе» (У. Фолкнер). Подобные идеи fin de siècle, восходящие к Платону и полностью не оставляющие культуру ни на одну эпоху, прослеживаются и в литературе ХХ века. Музыкальные приемы синтетических «Симфоний» (1902–1908) Андрея Белого используются и в его позднейшей прозе, выстраиваемой во многом вокруг проблематики памяти («Котик Летаев», 1922); воспитанный на романтико-символистской традиции Уильям Фолкнер строит свой роман «Дикие пальмы» (1938) по аналогии с музыкой, и тема памяти не уходит со страниц его прозы – в частности, синтетического в композиционном отношении романа «Реквием по монахине» (1951). В докладе делается попытка описать некоторые тематико-композиционные особенности произведений двух названных авторов в свете феномена музыкальной памяти. Мнемонические процессы, непосредственно связанные с восприятием музыки, могут пролить свет на стратегию вовлечения читателя в текстах А. Белого и У. Фолкнера.