Концепция мира и героя в романе Уильяма Голдинга «Шпиль»
Светлана Сергеевна Хоха
Докладчик
аспирант
УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
191
2014-03-15
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В статье показывается
проблема героя и мира в философско-аллегорическом романе Уильяма Голдинга
«Шпиль» а также выявляется их единство. В «Шпиле» определяются новые в
творчестве писателя тенденции – это не просто рассуждения о человеке как о
«пораженном порчей виде» (К. С. Льюис), но и попытка – неявная, но все же
достаточно прозрачная, чтобы быть замеченной, – объективно оправдать результаты
деяний, которые повлекли за собой бедствия и связаны с грехами.
Тезисы
О. Алякринский назвал «Шпиль» «притчей о нравственном
каннибализме». Жестокое определение помогает передать сложность поставленных
проблем. Мир, каким он видится Голдингу, и человек в нем – это постоянная
борьба двух начал – Добра и Зла. Но эта борьба лучше, чем нравственная слепота
и самодовольство. Для того, чтобы человек прозрел, Голдинг ведет своих героев
по извилистой дороге духовного самоанализа от неведения и заблуждения к
познанию роковых истин о мире и о себе.
В «Шпиле» звучит идея, легшая в основу художественно-философской структуры романа, – развитие цивилизации оплачивается большими жертвами. «Шпиль» можно рассматривать как аллегорию «социальной архитектуры». Голдинг очень тонко подводит к мысли о возможности и допустимости исторической, объективной реабилитации совершаемого, в основе которой лежит вопрос соотношения цели и средств; допустимости высшего оправдания деяний, причастных злу, если результатом этих деяний является великое творение. Но это оправдание ни в коем случае не снимает вины с человека.
В «Шпиле» появляется практически новая для предыдущих романов и активно развиваемая впоследствии тема художника и его творения; тема победы творческого гения, складывающаяся из замысла, эмпирического опыта и исступленного труда. Именно в раскрытии этой идеи мы видим и самого автора, так как две формы познания мира – религиозное (у Джослина) и художественное (у автора) – тесно здесь переплетены.
Еще одна тема, связанная с видением Голдингом человеческой природы – иррациональный, необъяснимый страх, чувство «запредельного», гнездящееся в глубине нашей души – идея, повторяющаяся в большинстве романов Голдинга. Голдинг предупреждает читателя: этот страх может погубить человека и привести к разрушению не только самого себя, но и окружающего мира.
В «Шпиле» звучит идея, легшая в основу художественно-философской структуры романа, – развитие цивилизации оплачивается большими жертвами. «Шпиль» можно рассматривать как аллегорию «социальной архитектуры». Голдинг очень тонко подводит к мысли о возможности и допустимости исторической, объективной реабилитации совершаемого, в основе которой лежит вопрос соотношения цели и средств; допустимости высшего оправдания деяний, причастных злу, если результатом этих деяний является великое творение. Но это оправдание ни в коем случае не снимает вины с человека.
В «Шпиле» появляется практически новая для предыдущих романов и активно развиваемая впоследствии тема художника и его творения; тема победы творческого гения, складывающаяся из замысла, эмпирического опыта и исступленного труда. Именно в раскрытии этой идеи мы видим и самого автора, так как две формы познания мира – религиозное (у Джослина) и художественное (у автора) – тесно здесь переплетены.
Еще одна тема, связанная с видением Голдингом человеческой природы – иррациональный, необъяснимый страх, чувство «запредельного», гнездящееся в глубине нашей души – идея, повторяющаяся в большинстве романов Голдинга. Голдинг предупреждает читателя: этот страх может погубить человека и привести к разрушению не только самого себя, но и окружающего мира.