Особенности систем концептуальных оппозиций русского и итальянского языкового сознания (на материале анализа ассоциативного поля возраст человека)
Елена Сергеевна Кулькова
Докладчик
аспирант
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный лингвистический университет
184
2014-03-14
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен основанному на анализе экспериментальных данных
выявлению общих и культуроспецифичных элементов совокупности концептуальных
оппозиций в русском и итальянском языковом сознании и определению их роли в
формировании национальной картины мира.
Тезисы
Противоположности,
вступающие во взаимодействие, как указывает Г. В. Ф. Гегель, являются
источником динамического развития. Выделение же противоположностей, включение
их в отношение оппозиции, осуществляемое на основе сравнения, представляет
собой универсальный метод познания мира, позволяющий получать новое знание о свойствах
и качествах объектов окружающей действительности. Этим обусловливается
неослабевающий интерес многих направлений гуманитарной науки к данному
феномену. Доклад
посвящен основанному на анализе экспериментальных данных выявлению общих и
культуроспецифичных элементов совокупности концептуальных оппозиций в русском и
итальянском языковом сознании и определению их роли в формировании национальной
картины мира. Наше представление о концептуальной оппозиции восходит к идеям В.
В. Иванова и В. Н. Топорова, которые, после длительного изучения языков и
культуры различных народностей, пришли к заключению о том, что модель мира
может быть описана посредством набора основных семантических
противопоставлений. Мы полагаем, что в каждом этноязыковом сообществе существует
– с той или иной степенью эксплицированности – система концептуальных
оппозиций, получающих отражение в языке и речи и влияющих на способ
концептуализации образов окружающего мира представителями той или иной
лингвокультуры. Нам представляется вероятным, что данная система, несомненно,
включающая универсальные характеристики, в то же время обладает своеобразием,
обусловливающим, в совокупности с рядом других признаков, уникальность
этнолингвистической картины мира. Для того чтобы эксплицировать элементы
данной системы, мы обращаемся к основным методам исследования языкового
сознания – методу семантического дифференциала и свободному ассоциативному
эксперименту, позволяющим сделать объективно ненаблюдаемые компоненты сознания
доступными изучению.