XLIII Международная филологическая научная конференция

Особенности систем концептуальных оппозиций русского и итальянского языкового сознания (на материале анализа ассоциативного поля возраст человека)

Елена Сергеевна Кулькова
Докладчик
аспирант
Московский государственный лингвистический университет

184
2014-03-14
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен основанному на анализе экспериментальных данных выявлению общих и культуроспецифичных элементов совокупности концептуальных оппозиций в русском и итальянском языковом сознании и определению их роли в формировании национальной картины мира.



Тезисы

Противоположности, вступающие во взаимодействие, как указывает Г. В. Ф. Гегель, являются источником динамического развития. Выделение же противоположностей, включение их в отношение оппозиции, осуществляемое на основе сравнения, представляет собой универсальный метод познания мира, позволяющий получать новое знание о свойствах и качествах объектов окружающей действительности. Этим обусловливается неослабевающий интерес многих направлений гуманитарной науки к данному феномену. Доклад посвящен основанному на анализе экспериментальных данных выявлению общих и культуроспецифичных элементов совокупности концептуальных оппозиций в русском и итальянском языковом сознании и определению их роли в формировании национальной картины мира. Наше представление о концептуальной оппозиции восходит к идеям В. В. Иванова и В. Н. Топорова, которые, после длительного изучения языков и культуры различных народностей, пришли к заключению о том, что модель мира может быть описана посредством набора основных семантических противопоставлений. Мы полагаем, что в каждом этноязыковом сообществе существует – с той или иной степенью эксплицированности – система концептуальных оппозиций, получающих отражение в языке и речи и влияющих на способ концептуализации образов окружающего мира представителями той или иной лингвокультуры. Нам представляется вероятным, что данная система, несомненно, включающая универсальные характеристики, в то же время обладает своеобразием, обусловливающим, в совокупности с рядом других признаков, уникальность этнолингвистической картины мира.  Для того чтобы эксплицировать элементы данной системы, мы обращаемся к основным методам исследования языкового сознания – методу семантического дифференциала и свободному ассоциативному эксперименту, позволяющим сделать объективно ненаблюдаемые компоненты сознания доступными изучению.