Лев Толстой как зеркало русского кинематографа
Галина Михайловна Евтушенко
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
кинозал
2014-03-14
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе будет рассматриваться, как воспринимается наследие Толстого, что оно дает людям и искусству, как влияет на кинематограф, что остается мертвым хрестоматийным знанием, а что – живым фактором сегодняшней духовной жизни. Будет представлен материал, связанный с бытием Толстого в мировом и советском кинематографе.
Тезисы
Из письма
Толстого критику Николаю Страхову – 1876 год:
«Во всём, что
я писал, мною руководила потребность соображения мыслей, сцепленных между собою
для выражения себя. Но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой
смысл, страшно понижается в своём значении, когда берётся одна из того
сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью, а
чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак
нельзя… Нужны люди, которые руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте
сцеплений, в котором и состоит сущность искусства, и к тем законам, которые
служат основанием этих сцеплений».
Комментарий
изобретателя киномонтажа Льва Кулешова классически ясен: «Более гениального
определения сущности монтажа
(«сцеплений»), чем сделал Лев Толстой, нельзя придумать!» В этом же русле шла
мысль Вертова.
Конечно, не
напиши Лев Николаевич своё письмо Страхову, монтаж всё равно был бы открыт и
стал бы языком экрана. Дело не в
этом. Самое кино, как искусство,
оказывалось в близком родстве с классической литературой, а не только с
оптикой и механикой, химией и электричеством.
Толстой не
видел фильмов Гриффита; может, даже не ведал о существовании режиссёра. Зато
Гриффит Толстого читывал и даже в ранние, доголливудские годы ставил
короткометражки по его произведениям. Кто знает, какие монтажные ходы Гриффита
навеяны смысловыми «сцеплениями» «Севастопольских рассказов» или «Анны
Карениной»?