XLIII Международная филологическая научная конференция

К вопросу о вычислении индекса грации строфического ритма

Олег Натанович Гринбаум
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

193
2014-03-13
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Рассматриваются вопросы применимости основных эстетических категорий к понятию строфы поэтического текста (феноменологический аспект исследования), обсуждаются основные параметры строф (стиховедческий аспект) и предлагается ряд новых эстетико-формальных параметров для описания строфы как меры движения поэтической мысли (гармонический аспект). Обсуждаются варианты вычисления индекса грации H с учетом таких параметров стиха, как плавность и разнообразие строфического ритма, демонструются результаты исследований на примерах известных вариантов строф русского стиха.

Тезисы

В вопросе о единстве формы и содержания стиха мы считаем важным, чтобы строфа как форма поэтического текста стала объектом наблюдения и изучения не только для науки о стихе, но и для эстетики как философского учения о сущности и формах прекрасного. Мы придерживаемся такого взгляда на природу и материю поэтического текста (стиха), который отчетливо звучит, например, в словах Н. Гумилева: «Непосредственно за выбором образа перед поэтом ставится вопрос о его развитии и пропорциях. То и другое определяет выбор числа строк и строфы… Каждая из строф создает особый, непохожий на другие, ход мысли» (Гумилев 1990: 72–73). Поэтический текст является пассивным транслятором гармонии, языковая ипостась которого позволяет читателю (слушателю) путем своей собственной работы (чтения, слушания) приобщиться к эстетически значимому мироощущению поэта. Опосредствованная передача гармонии от поэта к читателю и есть предназначение (функция) поэтического текста, а его исследование невозможно вне рамок диалектического подхода к единству ритма, формы и содержания стиха. Строфа есть материальная языковая конструкция со своей разнообразной, но всегда определенной архитектоникой, три основных параметра которой хорошо известны: объем (число строк), строфический размер (4-ст. ямб, 5-ст. хорей и т.д.) и каталектика (система окончаний и рифма). Именно с этих позиций мы в докладе рассматриваем вопросы применимости основных эстетических категорий к понятию строфы поэтического текста (феноменологический аспект исследования), обсуждаем основные параметры строф (стиховедческий аспект) и предлагаем ряд новых эстетико-формальных параметров для описания строфы как меры движения поэтической мысли (гармонический аспект) В докладе предлагаются и обсуждаются варианты вычисления индекса грации H с учетом таких параметров стиха, как плавность и разнообразие строфического ритма, а затем демонстрируются результаты исследований на некоторых примерах известных вариантов строф русского классического стиха.