К вопросу о вычислении индекса грации строфического ритма
Олег Натанович Гринбаум
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
193
2014-03-13
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
Рассматриваются вопросы применимости основных эстетических категорий к понятию строфы поэтического текста (феноменологический аспект исследования), обсуждаются основные параметры строф (стиховедческий аспект) и предлагается ряд новых эстетико-формальных параметров для описания строфы как меры движения поэтической мысли (гармонический аспект). Обсуждаются варианты вычисления индекса грации H с учетом таких параметров стиха, как плавность и разнообразие строфического ритма, демонструются результаты исследований на примерах известных вариантов строф русского стиха.
Тезисы
В вопросе о единстве
формы и содержания стиха мы считаем важным, чтобы строфа как форма поэтического
текста стала объектом наблюдения и изучения не только для науки о стихе, но и
для эстетики как философского учения о сущности и формах прекрасного. Мы
придерживаемся такого взгляда на природу и материю поэтического текста (стиха),
который отчетливо звучит, например, в словах Н. Гумилева: «Непосредственно
за выбором образа перед поэтом ставится вопрос о его развитии и пропорциях. То
и другое определяет выбор числа строк и строфы… Каждая из строф создает особый,
непохожий на другие, ход мысли» (Гумилев
1990: 72–73).
Поэтический текст является
пассивным транслятором гармонии, языковая ипостась которого позволяет читателю (слушателю)
путем своей собственной работы (чтения, слушания) приобщиться к эстетически
значимому мироощущению поэта. Опосредствованная передача гармонии от поэта к
читателю и есть предназначение (функция) поэтического текста, а его исследование
невозможно вне рамок диалектического подхода к единству ритма, формы и
содержания стиха. Строфа
есть материальная языковая конструкция со своей разнообразной, но всегда
определенной архитектоникой, три основных параметра которой хорошо известны: объем
(число строк), строфический размер (4-ст. ямб, 5-ст. хорей и т.д.) и каталектика
(система окончаний и рифма).
Именно с этих позиций мы
в докладе рассматриваем вопросы применимости основных эстетических категорий к
понятию строфы поэтического текста (феноменологический аспект исследования), обсуждаем
основные параметры строф (стиховедческий аспект) и предлагаем ряд новых
эстетико-формальных параметров для описания строфы как меры движения
поэтической мысли (гармонический аспект) В докладе предлагаются и обсуждаются варианты вычисления индекса
грации H с учетом таких параметров
стиха, как плавность и разнообразие строфического ритма, а затем демонстрируются результаты исследований на некоторых примерах известных вариантов строф русского классического стиха.