Отзвуки войны в творчестве Юджина О’Нила
Ирина Сергеевна Цимбал
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется
пять пьес драматурга (две одноактные и три полнометражные), а также ряд
стихотворений, написанных им в ранние годы.
Хотя сами
войны относятся к разным историческим эпохам: от войны с Наполеоном («Душа поэта»)
до Первой мировой войны («Странная интерлюдия»), драматург рассматривает их как
катаклизм, прямо или косвенно наносящий непоправимый ущерб человеческой
природе.
Тезисы
Отзвуки
войны в творчестве Юджина О’Нила (поэзия,
драматургия)
Война как
исторический катаклизм, меняющий мир и сознание людей, не была магистральной
темой для Юджина О’Нила.
И это при том, что у его великих современников – Фитцджеральда, Дос Пассоса,
Хемингуэя – войне или ее последствиям посвящены едва ли не лучшие страницы
произведений.
Но говорить о безучастности
драматурга к событиям мирового масштаба было бы несправедливо.
В канун Первой мировой войны О’Нил сотрудничает как журналист
в провинциальных газетах, где появляются его стихотворения, «Звезды», «Моя душа
– субмарина», «Братоубийство». «Братоубийство»,
обличающее войну с Мексикой,
оказалось самым сильным антимилитаристским высказыванием драматурга.
Одноактные пьесы «Снайпер» и «В зоне» посвящены психологическому состоянию героев, физически
и морально травмированных войной.
И все-таки
для О’Нила, прежде
всего, оказывается важной метафизика войны как таковой, ее глубинное воздействие
на человека, даже, если сама эпоха «облачена» в исторические костюмы и отмечена
печатью «местного колорита».
В пьесе
«Траур – участь Электры» война перевернула сознание главных героев, вернувшихся
с Гражданской войны, заставила по-новому взглянуть на вечную непостижимость
загадок жизни и лишенную таинственного флера обыденность смерти.
Незримое присутствие войны, на
долгие годы усложнит жизнь героев «Странной интерлюдии», ставшей посильной
лептой драматурга в историю «потерянного поколения».
Корнелиус Мелоди («Душа поэта»)
тешит свои амбиции военными подвигами времен наполеоновских войн. Он сражался в
армии Веллингтона и битву при Талавере отмечает как ежегодный праздник. Но и
парадный мундир и породистая лошадь – вскармливают его иллюзии (наподобие
ибсеновской дикой утки) и подменяют жестокую реальность.
У самого же драматурга не было никаких иллюзий по поводу бесчеловечного разрешения конфликтов.