XLIII Международная филологическая научная конференция

Отзвуки войны в творчестве Юджина О’Нила

Ирина Сергеевна Цимбал
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется пять пьес драматурга (две одноактные и три полнометражные), а также ряд стихотворений, написанных им в ранние годы. Хотя сами войны относятся к разным историческим эпохам: от войны с Наполеоном («Душа поэта») до Первой мировой войны («Странная интерлюдия»), драматург рассматривает их как катаклизм, прямо или косвенно наносящий непоправимый ущерб человеческой природе.

Тезисы

Отзвуки войны в творчестве Юджина О’Нила (поэзия, драматургия) Война как исторический катаклизм, меняющий мир и сознание людей, не была магистральной темой для Юджина О’Нила. И это при том, что у его великих современников – Фитцджеральда, Дос Пассоса, Хемингуэя – войне или ее последствиям посвящены едва ли не лучшие страницы произведений. Но говорить о безучастности драматурга к событиям мирового масштаба было бы несправедливо. В канун Первой мировой войны О’Нил сотрудничает как журналист в провинциальных газетах, где появляются его стихотворения, «Звезды», «Моя душа – субмарина», «Братоубийство». «Братоубийство», обличающее войну с Мексикой, оказалось самым сильным антимилитаристским высказыванием драматурга. Одноактные пьесы «Снайпер» и «В зоне» посвящены психологическому состоянию героев, физически и морально травмированных войной. И все-таки для О’Нила, прежде всего, оказывается важной метафизика войны как таковой, ее глубинное воздействие на человека, даже, если сама эпоха «облачена» в исторические костюмы и отмечена печатью «местного колорита». В пьесе «Траур – участь Электры» война перевернула сознание главных героев, вернувшихся с Гражданской войны, заставила по-новому взглянуть на вечную непостижимость загадок жизни и лишенную таинственного флера обыденность смерти. Незримое присутствие войны, на долгие годы усложнит жизнь героев «Странной интерлюдии», ставшей посильной лептой драматурга в историю «потерянного поколения». Корнелиус Мелоди («Душа поэта») тешит свои амбиции военными подвигами времен наполеоновских войн. Он сражался в армии Веллингтона и битву при Талавере отмечает как ежегодный праздник. Но и парадный мундир и породистая лошадь – вскармливают его иллюзии (наподобие ибсеновской дикой утки) и подменяют жестокую реальность. У самого же драматурга не было никаких иллюзий по поводу бесчеловечного разрешения конфликтов.