Лирический герой в поэзии О. Э. Мандельштама 1930-х гг.
Татьяна Тимофеевна Давыдова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет печати им. И. Федорова
Московский государственный университет печати им. И. Федорова
188
2014-03-11
15:35 -
15:55
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуется образ
лирического героя О. Э. Мандельштама
1930-х гг. и персонажей его произведений (цикл «Армения», стихи на смерть
А.Белого и из воронежских тетрадей), прослеживаются генетические связи лирики поэта с философией Вл. Соловьева,
прозой Э.-Т.-А. Гофмана, русским фольклором. Анализ ведется также на
уровнях мотивов, поэтической образности, стиля, поэтической речи.
Сопоставляются разные редакции стихотворных текстов Мандельштама.
Тезисы
1930-е гг. в
творческом развитии Мандельштама характеризуются новыми отношениями поэта с
действительностью, мерилом ценностей для Мандельштама становится судьба
современного человека. В его произведениях появляются современные темы, более разнообразными
становятся художественные средства – наряду с символикой и ассоциативностью,
появляются образы и тропы, генетически связанные с восточной традицией и с русским
фольклором. Словарь Мандельштама обогащается за счет разговорной и просторечной
лексики, на первый план выдвигается образ лирического героя, в значительной
мере автобиографический.
Заметную роль лирический герой
играет в стихотворном цикле «Армения». Настроения и эмоции лирического героя в
этих произведениях разнообразны – от влюбленности в историю, культуру, природу
Армении, ее жителей до тревожных предчувствий, тоски.
Лирическое «я», запечатленное в
цикле «Армения», получает дальнейшее раскрытие в других стихах поэта 1930-х гг. («Квартира тиха, как бумага-...», стихи на смерть А. Белого, лирика воронежского цикла). Двойники, литературные и фольклорные персонажи высвечивают разные грани характера мандельштамовского лирического
героя.
Каждый из двойников существует в
своем историко-культурном пространстве и имеет собственные смыслы. Мандельштам,
как и некогда А. А. Блок, обращается к вечным, стертым образам, гофмановскому
Щелкунчику, фольклорному дураку – ироническому удачнику, скрывающему истинные
мысли и намерения за внешней неприглядностью и смешными выходками. В черновых редакциях одного из стихотворений на смерть А. Белого образ умершего поэта проецируется на Н. Гоголя. В стихотворениях о Воронеже двойником лирического героя становится птица щегол, метафорически приравнянная к А. Кольцову; звукообраз топонима Воронеж раскладывается на образы ворона и ножа. Сюжетная ситуация стихотворения «Квартира тиха, как бумага-...» генетически восходит к сюжетному мотиву омолаживания в кипящем котле из русских народных сказок.