XLIII Международная филологическая научная конференция

Пролепса и антиципация как стилистические приёмы нарушения синтаксической структуры предложения

Людмила Владимировна Фадеева
Докладчик
доцент
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России

182
2014-03-14
15:45 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

В данной статье речь пойдёт о таких синтактико-стилистических явлениях как пролепса и антиципация. Эти приёмы нарушения синтаксической структуры имеют место прежде всего в организации коммуникативного членения высказывания, а именно рематизации одного из компонентов высказывания синтаксическим путём.


Тезисы

Разрыхление синтаксической структуры является одной из основных тенденций развития синтаксиса современного немецкого языка. Эта тенденция находит своё выражение в явлениях, связанных с изменением нормативной структуры предложения. К стилистическим приёмам осознанного или неосознанного нарушения линейной структуры текста относятся пролепсы, анаколуфы, парентезы и присоединения. Большинство немецких предложений, входящих в текст, представляют собой завершённые формы высказывания, поэтому стилистические приёмы, нарушающие такую завершённость, выделяются на этом фоне наиболее ярко. Явления нарушения грамматических структур характерны, прежде всего, для устной речи и берут своё начало в синтаксисе эмоциональной и необработанной разговорной речи. Именно эта особенность разговорного синтаксиса использовалась античной риторикой в качестве основы для создания специальных стилистических приёмов речевого воздействия на слушающего.
Пролепса (пролепсис; от греч. prólēpsis – предположение, предчувствие, предвидение) относится к такомe типу нарушения конструкции предложения, при котором один из знаменательных компонентов высказывания, выраженный подлежащим или обстоятельством, выносится за рамки синтаксической структуры в абсолютное начало, а его позиция замещается местоимением или наречием без изменения формы. Приём пролепсы широко применяется в поэзии разных художественных направлений. В импрессионистской прозе это яркое художественное средство представлено во всевозможных вариациях. Как риторическое средство он используется в публичных речах.
Суть синтаксической антиципации (лат.
anticipatio – предвосхищение) также как и пролепсы состоит в отклонении от обычной линейной последовательности элементов анафоры, но выносимый за рамки синтаксической структуры элемент занимает постпозицию, местоименное обозначение
предшествует замещаемому им слову. Особенно широко антиципация применяется для создания эффекта «повисания» – употребления местоимения до прямого обозначения объекта.