Пролепса и антиципация как стилистические приёмы нарушения синтаксической структуры предложения
Людмила Владимировна Фадеева
Докладчик
доцент
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России
182
2014-03-14
15:45 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
В данной статье речь пойдёт о таких
синтактико-стилистических явлениях как пролепса и антиципация. Эти приёмы
нарушения синтаксической структуры имеют место прежде всего в организации
коммуникативного членения высказывания, а именно рематизации одного из
компонентов высказывания синтаксическим путём.
Тезисы
Разрыхление синтаксической структуры является одной
из основных тенденций развития синтаксиса современного немецкого языка. Эта
тенденция находит своё выражение в явлениях, связанных с изменением нормативной
структуры предложения. К стилистическим приёмам осознанного или неосознанного
нарушения линейной структуры текста относятся пролепсы, анаколуфы, парентезы и
присоединения. Большинство немецких предложений, входящих в текст, представляют
собой завершённые формы высказывания, поэтому стилистические приёмы, нарушающие
такую завершённость, выделяются на этом фоне наиболее ярко. Явления нарушения
грамматических структур характерны, прежде всего, для устной речи и берут своё
начало в синтаксисе эмоциональной и необработанной разговорной речи. Именно эта
особенность разговорного синтаксиса использовалась античной риторикой в
качестве основы для создания специальных стилистических приёмов речевого
воздействия на слушающего.
Пролепса (пролепсис; от греч. prólēpsis – предположение, предчувствие, предвидение) относится к такомe типу нарушения конструкции предложения, при котором один из знаменательных компонентов высказывания, выраженный подлежащим или обстоятельством, выносится за рамки синтаксической структуры в абсолютное начало, а его позиция замещается местоимением или наречием без изменения формы. Приём пролепсы широко применяется в поэзии разных художественных направлений. В импрессионистской прозе это яркое художественное средство представлено во всевозможных вариациях. Как риторическое средство он используется в публичных речах.
Суть синтаксической антиципации (лат. anticipatio – предвосхищение) также как и пролепсы состоит в отклонении от обычной линейной последовательности элементов анафоры, но выносимый за рамки синтаксической структуры элемент занимает постпозицию, местоименное обозначение предшествует замещаемому им слову. Особенно широко антиципация применяется для создания эффекта «повисания» – употребления местоимения до прямого обозначения объекта.
Пролепса (пролепсис; от греч. prólēpsis – предположение, предчувствие, предвидение) относится к такомe типу нарушения конструкции предложения, при котором один из знаменательных компонентов высказывания, выраженный подлежащим или обстоятельством, выносится за рамки синтаксической структуры в абсолютное начало, а его позиция замещается местоимением или наречием без изменения формы. Приём пролепсы широко применяется в поэзии разных художественных направлений. В импрессионистской прозе это яркое художественное средство представлено во всевозможных вариациях. Как риторическое средство он используется в публичных речах.
Суть синтаксической антиципации (лат. anticipatio – предвосхищение) также как и пролепсы состоит в отклонении от обычной линейной последовательности элементов анафоры, но выносимый за рамки синтаксической структуры элемент занимает постпозицию, местоименное обозначение предшествует замещаемому им слову. Особенно широко антиципация применяется для создания эффекта «повисания» – употребления местоимения до прямого обозначения объекта.