Отрицательные императивы в триптихе В. Сосноры «Книга Конца»
Виктория Андреевна Палешева
Докладчик
сотрудник
Историко-художественный музей
Историко-художественный музей
1000
2014-03-14
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Рассматриваются
функционально-стилистический и поэтический аспекты отрицательных императивов в
триптихе В. Сосноры «Книга конца».
Анализируется взаимосвязь поэтики и идеи произведений с преобладающими в
них грамматическими структур
Тезисы
Поэтическая рефлексия автора на тему
последнего десятилетия XX
века находит отражение в грамматическом строе его текстов, составивших триптих
«Книга конца».
Одна из центральных идей триптиха –
отрицание действия, возводящееся в поэтический прием. Особое значение приобретает
категория запрета, выражаемая при помощи отрицательных императивов
(прохибитивов), которые в книжной культуре свойственны преимущественно
религиозным текстам. Религиозный генезис прохибитивов «Книги конца»
обнаруживается и в отказе от диалоговых или сюжетных ситуаций, в которых запрет
является наиболее уместным. Это свойственно как для сборника новелл («Книга
пустот»), так и для сборников стихов («Флейта и прозаизмы», «Двери
закрываются»), входящих в триптих. Функцией введения в текст отрицательного
императива становится не привычное повествование о том, что произошло после
нарушения запрета, а установление прямого диалога с читателем, передача
собственного негативного опыта. Об этом говорит и отсутствие точного указания
на адресата императивов, характерного для других книг Сосноры.
Отказ от множественного числа в
прохибитивах свидетельствует о создании коммуникативной ситуации «Я» – «ТЫ», но
не между героями текстов, а между книгой и читателем. В последней книге
триптиха раскрывается суть говорящего, поэтического «я». Адресант запретов
наделяется одновременно чертами реальности и ирреальности. События, к которым
отсылает поэтическое «я», с одной стороны, обнаруживают тесную связь с
биографией автора, с другой – оказываются фантастическими. Создаваемый образ
говорящего аккумулирует в себе как сугубо личные, так и глобальные качества,
что подчеркивает его право не просто обращаться, но учить и запрещать. Негативные
императивы в «Книге конца», таким образом,
становятся выражением личного и культурного опыта.