Студенческая вольность в русской поэзии первой четверти XIX века
Масатака Хикита
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2014-03-13
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен теме студенчества в творчестве двух крупных поэтов
первой половины XIX в.: Н. М. Языкова и А. И. Полежаева. В случае Языкова эта тема
рассмотрена на материале его «дерптской» лирики, в случае Полежаева речь идет о
поэме «Сашка» (1825). Особое внимание уделяется автобиографической основе
произведений обоих авторов, реалиям современной им студенческой жизни. Кроме
того, проводится сопоставление героев-студентов обоих авторов с другими
литературными типами эпохи.
Тезисы
Тема студенчества в русской
литературе возникла еще в XVIII
в., но более полное развитие она получила в литературе следующего
столетия. На протяжении 1820-х гг.
наиболее серьезный вклад в ее разработку внесли такие поэты, как Н. М. Языков и
А. И. Полежаев.
Языков обратился к теме
студенчества во время учебы на философском факультете Дерптского университета (1823–1829) – одного из крупнейших центров умственной жизни Европы. По словам Языкова,
Дерптский университет – это место, где «царь и глупость – две чумы – еще не
портят просвещенья».
Поэзия Языкова имеет яркий
личностный характер и является непосредственным отражением подлинной биографии
автора. Подобно Денису Давыдову, создателю «гусарской» лирики, он поставил в
центр своего творчества дерптских лет фигуру лирического героя-студента. По
сравнению с предшественниками, Языков по-новому трактовал этот образ: его
герой-студент стремится к неограниченной свободе личности во всех сферах жизни,
чтобы жить и мыслить в свое удовольствие.
С языковской традицией в определенной степени связан и Полежаев, который, будучи вольнослушателем словесного отделения Московского университета (1820–1826), написал поэму «Сашка» (1825) о студенте-разночинце, жизненный принцип которого – это культ «буйственной свободы», также охватывающей самые разные жизненные сферы.
С языковской традицией в определенной степени связан и Полежаев, который, будучи вольнослушателем словесного отделения Московского университета (1820–1826), написал поэму «Сашка» (1825) о студенте-разночинце, жизненный принцип которого – это культ «буйственной свободы», также охватывающей самые разные жизненные сферы.