Комические формы насилия в “Веселых ребятах” Г. Александрова
Нонна Петровна Беневоленская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кинозал
2014-03-12
15:00 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В
докладе анализируются средства создания образа нового человека-творца, в
котором насилие присутствует как отрефлектированная в дотекстовом пространстве константа,
проявляющаяся в зависимости от
социального пространства в формах грубой «пастушеской» или «пролетарской
эстетики». Разнообразные формы насилия изначально имеют комические, фарсовые
формы, демонстрируя «неструктурированную цельность» характера каждого из героев.
Тезисы
Нестыковки и некоторая искусственность сюжета
джаз-комедии Г. Александрова «Веселые ребята» (1934) были отмечены сразу по
выходу фильма. Однако событийный ряд картины
поддерживается незаметным на первый взгляд внутренним субстанциональным
стержнем: статика и этос подвергаются веселому насилию со стороны динамики и
аффективных форм поведения. Важнейшие сцены сопровождаются бодрыми,
жизнеутверждающими ритмами, особую роль играют трюки, гэги, мимика, жесты,
голосовые модуляции и другие средства, создающие «социальный хребет»
развлекательного фильма. Пролетарская эстетика поддерживается металлическими
модуляциями, связывающими джаз-бэнд и культуру общественного гегемона. В итоге фарсовая
мистериальность приводит героев к победе: джаз-ансамбль покоряет Большой театр,
т.е. подчиняет себе академическую публику, а Костя и Анюта составляют
счастливую пару.