Формы и формулы памяти в романе Э. Канетти «Ослепление»
Aleksandr Vasilyevich Belobratov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2014-03-14
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Роман австрийского писателя Элиаса Канетти
«Ослепление» (1935) анализируется из перспективы реализации в нем различных
формул памяти, связанных с поэтологической и этической установкой автора и
участвующих в создании образа мира, главенствующей особенностью которого
предстает абсолютный коммуникационный коллапс.
Тезисы
Роман
австрийского писателя Элиаса Канетти «Ослепление» (1935) анализируется из
перспективы реализации в нем различных формул памяти, связанных с
поэтологической и этической установкой автора и участвующих в создании образа
мира, главенствующей особенностью которого предстает абсолютный
коммуникационный коллапс. Роман «Ослепление» характеризуется гротескностью и
абсурдностью сцен, положений, диалогов, максимальное эстетическое и этическое
напряжение которых создается, с одной стороны, за счет «деловитого», почти
протокольного изложения мыслей и высказываний романных персонажей, наделенных
броскими речевыми характеристиками («акустическими масками»). С другой стороны,
сатирическое обозрение нравов густо замешано на интеллектуально-символическом
материале, на «памяти интертекста», имеющего свои источники и в древневосточной
философии, и в мировой литературе, и в австрийских и немецких философских и
психологических учениях и псевдоучениях начала ХХ века. Образ мира, в котором
причудливо перемешались черты библиотеки, кабака, ломбарда и сумасшедшего дома
(основные «площадки», на которых разыгрывается действие романа), возникает на
страницах книги Канетти, заряженной сильным сатирическим импульсом. Формулы
памяти (произвольной и непроизвольной, памяти разума и памяти чувства, памяти
жанра) Канетти использует в построении своих протагонистов, замыкающихся в
жестко ограниченном пространстве своих memoria и mania и
существующих в ситуации «ложной коммуникации»
или полного коммуникативного разрыва.