XLIII Международная филологическая научная конференция

О профессионально ориентированном страноведении (На материале английского языка и нефтегазового дела)

Нина Викторовна Багрецова
Докладчик
старший преподаватель
Северный (Арктический) федеральный университет

ауд. 12, Административный корпус
2014-03-13
18:30 - 18:45

Ключевые слова, аннотация

В условиях глобализации международные профессиональные контакты чаще всего носят поликультурный характер. Особая роль в осуществлении этих контактов отводится английскому языку как языку-посреднику. Данные обстоятельства, по мнению автора, диктуют необходимость пересмотра целей и, соответственно, содержания страноведческого  компонента англоязычного образования неязыковых вузов на основе принципа поликультурности и профессиональной отнесенности. В статье рассматривается практическая реализация данного подхода на материале английского языка и нефтегазового дела.

Тезисы

1. В основе подхода к страноведческому образованию в России лежит монокультурный принцип – в фокусе обучения страна изучаемого языка и ее культура. Однако, в условиях глобализации международные профессиональные контакты носят поликультурный характер. При этом особая роль в их осуществлении отводится английскому языку как языку-посреднику. Следовательно, необходимо пересмотреть цели и содержание страноведческого  компонента англоязычного образования неязыковых вузов на основе принципа поликультурности. 2. Страноведческая компетенция необходима для: понимания культурного многообразия мира; смягчения культурного шока, неизбежного в ситуациях иного культурного окружения; умения прогнозировать потенциальные сложности конкретного межкультурного взаимодействия; выработки стратегий сближения межкультурных различий; использования возможностей невербальной коммуникации; осознании возможности быть неверно истолкованным;  понимания возможности табуированности определенных тем; умения быть учтивым и приятным в общении; расширения профессиональной эрудиции и др. 3. Поскольку невозможно приобрести знания о национальной идентичности и культурах всех, с кем могут иметь профессиональные контакты сегодняшние студенты, предлагается профессионально сориентировать эти знания. 4. К страноведческой информации, релевантной для специалистов нефтегазовой отрасли, относятся сведения о: странах и регионах мира, богатых нефтегазовым ресурсами; странах-экспортерах и импортерах нефти и газа; странах-членах ОПЕК; поставщиках нефтегазового оборудования; странах, занимающихся освоением морских месторождений; странах, имеющих опыт разработки месторождений в экстремальных полярных условиях Арктики; о стратегических партнерах России и т.д. 5. Страноведческие знания могут быть долговременными и кратковременными (актуальными на данный момент). Они входят в состав фоновой информации, которая вместе со специальными предметными знаниями образует профессиональные фоновые знания личности.