О профессионально ориентированном страноведении (На материале английского языка и нефтегазового дела)
Нина Викторовна Багрецова
Докладчик
старший преподаватель
Северный (Арктический) федеральный университет
Северный (Арктический) федеральный университет
ауд. 12, Административный корпус
2014-03-13
18:30 -
18:45
Ключевые слова, аннотация
В условиях глобализации международные профессиональные контакты чаще
всего носят поликультурный характер. Особая
роль в осуществлении этих контактов отводится английскому языку как
языку-посреднику. Данные обстоятельства, по мнению автора, диктуют необходимость пересмотра целей и,
соответственно, содержания страноведческого
компонента англоязычного образования неязыковых вузов на основе принципа
поликультурности и профессиональной отнесенности. В статье рассматривается
практическая реализация данного подхода на материале английского языка и
нефтегазового дела.
Тезисы
1.
В основе подхода к страноведческому образованию в России лежит монокультурный принцип
– в фокусе обучения страна изучаемого языка и ее культура. Однако, в
условиях глобализации международные профессиональные контакты носят
поликультурный характер. При этом особая
роль в их осуществлении отводится английскому языку как языку-посреднику. Следовательно,
необходимо пересмотреть цели и содержание страноведческого компонента англоязычного образования
неязыковых вузов на основе принципа поликультурности.
2.
Страноведческая компетенция необходима для: понимания культурного многообразия мира; смягчения
культурного шока, неизбежного в ситуациях иного культурного окружения; умения прогнозировать
потенциальные сложности конкретного межкультурного взаимодействия; выработки
стратегий сближения межкультурных
различий; использования возможностей невербальной коммуникации; осознании возможности
быть неверно истолкованным; понимания
возможности табуированности определенных тем; умения быть учтивым и приятным в
общении; расширения профессиональной эрудиции и др.
3.
Поскольку невозможно приобрести знания о национальной идентичности и
культурах всех, с кем могут иметь профессиональные контакты сегодняшние
студенты, предлагается профессионально
сориентировать эти знания.
4. К страноведческой информации,
релевантной для специалистов нефтегазовой отрасли, относятся сведения о: странах и регионах мира,
богатых нефтегазовым ресурсами; странах-экспортерах
и импортерах нефти и газа; странах-членах
ОПЕК; поставщиках нефтегазового
оборудования; странах, занимающихся
освоением морских месторождений; странах, имеющих опыт разработки месторождений
в экстремальных полярных условиях Арктики; о стратегических партнерах России и т.д.
5.
Страноведческие знания могут быть долговременными и кратковременными
(актуальными на данный момент). Они входят в состав фоновой информации, которая
вместе со специальными предметными знаниями образует профессиональные фоновые
знания личности.