XLIII Международная филологическая научная конференция

К вопросу об уровнях методической системности в преподавании РКИ

Татьяна Леонидовна Яковлева
Докладчик
старший преподаватель
Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В.Ломоносова

25
2014-03-15
15:15 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе акцентируется внимание на факторах, определяющих последовательность проведения одних и тех же принципов на всех уровнях организации методической системы (методологическом, уровне конкретной методики, уровне методических приёмов).

Тезисы

Научное обоснование преподавания русского языка как иностранного (как и любого другого языка) предполагает методическую системность, на каждом уровне которой принимаются решения в зависимости от высшего уровня. То есть за каждым методом как системой конкретных приёмов обучения стоит совершенно определённая общепедагогическая и психологическая концепция – определенная методологическая база. К уровням методической системы, с точки зрения отечественных психологов, относятся: а) методологический уровень, основными принципами которого являются активный характер деятельности человека как объекта обучения и единство сознания и деятельности; б) уровень метода, содержащего объективные требования к учебному процессу; в) уровень методических приёмов обучения.   Методическая системность, по мысли А. А. Леонтьева, должна представлять собой не реализацию абстрактных и изолированных дидактических принципов, а систему, построенную по иерархическому принципу от высшего к низшему. При этом ни один из компонентов этой системы, соответствующий «низшим» уровням, не должен вступать в противоречие с её компонентами «высших» уровней. Одно из противоречий, которое наблюдается между компонентами методической системы  в преподавании русского языка как иностранного, относится к применению сознательно – практического метода, который в течение десятилетий признаётся методистами ведущим методом. Причина данного противоречия состоит в том, что произошло сведение предмета обучения к речи. В результате произошло нарушение правильного соотношения коммуникативной ориентации и сознательной систематизации языкового материала. Устранению указанного противоречия в методической системности способствует применение в практике преподавания теории управления усвоением П. Я. Гальперина, способствующей сознательному усвоению грамматической системы и формированию ориентировочной основы для развития коммуникативных умений иностранных учащихся в процессе овладения русским языком.