К вопросу об уровнях методической системности в преподавании РКИ
Татьяна Леонидовна Яковлева
Докладчик
старший преподаватель
Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В.Ломоносова
Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В.Ломоносова
25
2014-03-15
15:15 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе акцентируется внимание на факторах, определяющих последовательность проведения одних и тех же принципов на всех уровнях организации методической системы (методологическом, уровне конкретной методики, уровне методических приёмов).
Тезисы
Научное обоснование
преподавания русского языка как иностранного (как и любого другого языка)
предполагает методическую системность, на каждом уровне которой принимаются
решения в зависимости от высшего уровня. То есть за каждым методом как системой
конкретных приёмов обучения стоит совершенно определённая общепедагогическая и
психологическая концепция – определенная методологическая база. К уровням методической
системы, с точки зрения отечественных психологов, относятся: а)
методологический уровень, основными принципами которого являются активный
характер деятельности человека как объекта обучения и единство сознания и деятельности;
б) уровень метода, содержащего объективные требования к учебному процессу; в)
уровень методических приёмов обучения.
Методическая системность, по
мысли А. А. Леонтьева, должна представлять собой не реализацию абстрактных и
изолированных дидактических принципов, а систему, построенную по иерархическому
принципу от высшего к низшему. При этом ни один из компонентов этой системы,
соответствующий «низшим» уровням, не должен вступать в противоречие с её
компонентами «высших» уровней.
Одно из противоречий, которое
наблюдается между компонентами методической системы в преподавании русского языка как
иностранного, относится к применению сознательно – практического метода,
который в течение десятилетий признаётся методистами ведущим методом. Причина
данного противоречия состоит в том, что произошло сведение предмета обучения к
речи. В результате произошло нарушение правильного соотношения коммуникативной ориентации
и сознательной систематизации языкового материала.
Устранению указанного
противоречия в методической системности способствует применение в практике
преподавания теории управления усвоением П. Я. Гальперина, способствующей сознательному усвоению грамматической системы и
формированию ориентировочной основы для развития коммуникативных умений
иностранных учащихся в процессе овладения русским языком.