Стихотворные фрагменты в сагах о древних временах
Наталия Львовна Огуречникова
Докладчик
профессор
Московский государственный лингвистический университеттет
Московский государственный лингвистический университеттет
191
2014-03-14
09:00 -
09:30
Ключевые слова, аннотация
В исследованиях, посвященных соотношению
скальдической и эддической метрики, высказывалось мнение, что включение
эддических стихов в тексты саг было связано с закатом скальдической традиции и
представляет собой вторичное явление, своеобразное включение эддической формы в
сферу скальдической поэзии.
Тезисы
Одним из
характерных признаков исландской саги является взаимодействие стиха и прозы,
принимающее различные формы в период с XII по XIV вв. Этот период отмечен интересом исландцев к вопросам языка и стиха, о
котором говорят такие памятники исландской культуры, как «Ключ размеров» (Háttalykill, середина XII века), «Эдда» Снорри Стурлусона (начало XIII века),
а также исландские грамматические трактаты. В это же время исландцы записывали саги, и примечательно,
что в «Ключе размеров» (Háttalykill), как и в «Искусстве
поэзии» (Skálskaparmál), входящем в состав Снорриевой Эдды
вопросы стихосложения обсуждаются в мифологизированном контексте легенд,
содержание которых известно по сагам о древних временах. Кажется естественным
предположение о том, что, приводя примеры различных способов организации стиха,
оркнейский ярл Рёгнвальд Кольссон и неизвестный исландец Хатлюр Тораринссон,
авторы «Ключа размеров», выбирали для своего материала тот контекст, который
максимально соответствовал требованиям аудитории, что поддерживает известный
тезис о высокой популярности сюжетов, лежащих в основе саг о древних временах.
Сходным образом действует и Снорри Стурлусон при составлении «Искусства
поэзии».
Ни в «Ключе
размеров», ни в «Искусстве поэзии» не проводится различие между эддическими и
скальдическими размерами, по крайней мере, такое различие не проводится
эксплицитно, и поэтические фрагменты, представленные в сагах различных типов,
сочинены и в скальдических, и в эддических размерах, что, конечно, не отрицает
функционального различия эддической и скальдической поэзии в исландской
культуре. Саги хранят память об исходных функциях и предназначении стиха, и их
авторы не были свободны в выборе формы стиха. Этот выбор был, с одной стороны,
обусловлен типом саги (её основной установкой и социальной функцией), и с
другой стороны – семантической нагрузкой соответствующего стихотворного размера,
его коннотациями в средневековой исландской культуре.