XLIII Международная филологическая научная конференция

Стихотворные фрагменты в сагах о древних временах

Наталия Львовна Огуречникова
Докладчик
профессор
Московский государственный лингвистический университеттет

191
2014-03-14
09:00 - 09:30

Ключевые слова, аннотация

В исследованиях, посвященных соотношению скальдической и эддической метрики, высказывалось мнение, что включение эддических стихов в тексты саг было связано с закатом скальдической традиции и представляет собой вторичное явление, своеобразное включение эддической формы в сферу скальдической поэзии.



Тезисы

Одним из характерных признаков исландской саги является взаимодействие стиха и прозы, принимающее различные формы в период с XII по XIV вв. Этот период отмечен интересом исландцев к вопросам языка и стиха, о котором говорят такие памятники исландской культуры, как «Ключ размеров» (Háttalykill, середина XII века), «Эдда» Снорри Стурлусона (начало XIII века), а также исландские грамматические трактаты. В это же время  исландцы записывали саги, и примечательно, что в «Ключе размеров» (Háttalykill), как и в «Искусстве поэзии» (Skálskaparmál), входящем в состав Снорриевой Эдды вопросы стихосложения обсуждаются в мифологизированном контексте легенд, содержание которых известно по сагам о древних временах. Кажется естественным предположение о том, что, приводя примеры различных способов организации стиха, оркнейский ярл Рёгнвальд Кольссон и неизвестный исландец Хатлюр Тораринссон, авторы «Ключа размеров», выбирали для своего материала тот контекст, который максимально соответствовал требованиям аудитории, что поддерживает известный тезис о высокой популярности сюжетов, лежащих в основе саг о древних временах. Сходным образом действует и Снорри Стурлусон при составлении «Искусства поэзии». Ни в «Ключе размеров», ни в «Искусстве поэзии» не проводится различие между эддическими и скальдическими размерами, по крайней мере, такое различие не проводится эксплицитно, и поэтические фрагменты, представленные в сагах различных типов, сочинены и в скальдических, и в эддических размерах, что, конечно, не отрицает функционального различия эддической и скальдической поэзии в исландской культуре. Саги хранят память об исходных функциях и предназначении стиха, и их авторы не были свободны в выборе формы стиха. Этот выбор был, с одной стороны, обусловлен типом саги (её основной установкой и социальной функцией), и с другой стороны – семантической нагрузкой соответствующего стихотворного размера, его коннотациями в средневековой исландской культуре.